По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Государственного Собрания от 27.05.2014 ГС N 278-V "О рекомендациях парламентских слушаний на тему "О мерах по совершенствованию законодательства в сфере организации и регулирования рыболовства в арктических и северных улусах Республики Саха "



ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2014 г. ГС № 278-V

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ
"О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ
ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫБОЛОВСТВА В АРКТИЧЕСКИХ
И СЕВЕРНЫХ УЛУСАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить рекомендации парламентских слушаний на тему "О мерах по совершенствованию законодательства в сфере организации и регулирования рыболовства в арктических и северных улусах Республики Саха (Якутия)" (прилагаются).
2. Поручить постоянному комитету Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики (Е.Х. Голомарева) и постоянному комитету Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии (В.М. Прокопьев) в период осенней сессии 2014 года подготовить и внести на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) вопрос о состоянии законодательного обеспечения развития рыбохозяйственного комплекса в Республике Саха (Якутия).
3. Направить настоящее постановление Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), министру сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), министру охраны природы Республики Саха (Якутия).
4. Опубликовать настоящее постановление в республиканских газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия" и в "Ведомостях Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)".
5. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.

Председатель
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
А.ЖИРКОВ





Приложение
к постановлению
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 27 мая 2014 г. ГС № 278-V

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ "О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ
РЫБОЛОВСТВА В АРКТИЧЕСКИХ И СЕВЕРНЫХ УЛУСАХ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

г. Якутск 25 апреля 2014 года

Заслушав и обсудив доклад заместителя председателя Правительства Республики Саха (Якутия) П.Н. Алексеева, содоклад заместителя руководителя Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству В.Ф. Толстоухова, выступления народных депутатов Республики Саха (Якутия), представителей министерств, ведомств и муниципальных образований Республики Саха (Якутия), руководителей рыболовецких организаций и общественных объединений, участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Правовые и организационные основы в сфере государственного регулирования рыболовства в Республике Саха (Якутия) устанавливаются Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Республики Саха (Якутия) 464-З № 945-III от 19 июня 2007 года "О рыболовстве, рыбном хозяйстве и сохранении водных биологических ресурсов", иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
В Республике Саха (Якутия) рыболовством занимаются более 180 предприятий и индивидуальных предпринимателей. Пять хозяйств - это крупные предприятия, имеющие годовой объем добычи рыбы от 200 до 570 тонн, остальные (97 процентов) - маломощные предприятия, не имеющие соответствующей материально-технической базы.
Промышленный вылов рыбы носит сезонный характер и подразделяется на летнюю путину (45 процентов от общего объема вылова рыбы) и зимнюю путину (55 процентов от общего объема вылова рыбы). Динамика вылова рыбы и объемов квотирования за последние шесть лет показывает, что вне зависимости от размера выделяемой квоты ее фактическое освоение составляет в среднем 70 процентов.
В целом на развитие рыбохозяйственного комплекса направляется менее 2 процентов от общей суммы средств, выделяемых по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" государственного бюджета Республики Саха (Якутия), что не позволяет проводить мероприятия по укреплению материально-технической базы отрасли. Кроме того, следует отметить наличие следующих специфических отраслевых рисков:
сезонность рыболовного промысла, обусловливающая высокую потребность в кредитных ресурсах;
высокая степень фондоемкости производственной и транспортно-логистической инфраструктур;
высокий удельный вес издержек по доставке рыбной продукции до рынков потребления;
неравномерность сырьевой нагрузки районов, обусловливающей высокую степень социальных рисков.
В силу указанных факторов предприятия рыбной отрасли испытывают постоянный дефицит собственных оборотных средств.
Не развито кредитование отрасли, наблюдается низкий уровень капитализации и технической модернизации. Действующая система государственной поддержки ориентирована в большей степени на промышленный вылов рыбы рыболовецкими хозяйствами в целях реализации продукции.
В целях совершенствования системы заготовки, переработки и сбыта промысловой рыбы в мае 2012 года создан республиканский сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив второго уровня "Рыба Арктики" (РСХППК "Рыба Арктики"). По состоянию на 1 апреля 2014 года в состав указанного кооператива входят 257 рыболовецких хозяйств и 13 ассоциированных членов. За два года РСХППК "Рыба Арктики" заготовлено 1320,7 тонны рыбы. В настоящее время в связи с ростом закупочных цен на сырье и снижением оптово-розничных цен на продукцию рыболовства, а также отсутствием свободных оборотных средств РСХППК "Рыба Арктики" находится в сложном финансовом положении. По состоянию на 1 апреля 2014 года имеется кредиторская задолженность на общую сумму 42 749 тыс. рублей, в том числе поставщикам и подрядчикам - 34 262 тыс. рублей, рыболовецким хозяйствам - 28 433 тыс. рублей. Следует отметить, что на уровне Правительства Республики Саха (Якутия) принимаются меры по финансовому оздоровления данного предприятия.
Рыболовство является одним из основных видов традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (далее - малочисленные народы). Экстремальные природно-климатические условия, труднодоступность рыболовных участков, высокая себестоимость производства рыбной продукции обусловливают необходимость государственной поддержки рыболовства в Республике Саха (Якутия). Промышленным рыболовством преимущественно заняты родовые общины малочисленных народов и индивидуальные предприниматели, находящиеся в арктических и северных улусах Республики Саха (Якутия).
Одной из проблем ведения рыболовства в арктических и северных улусах Республики Саха (Якутия) является несовершенство федерального законодательства в указанной сфере. В частности, не в полном объеме учитываются природно-климатические особенности, а также условия организации рыболовства в Республике Саха (Якутия).
Так, при участии в конкурсах на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства у большинства заявителей возникают сложности по причине отсутствия у них рыбоперерабатывающих заводов в районе предполагаемого промысла. Вследствие этого многие заявители теряют возможность осуществлять промышленное рыболовство.
Необходимо внести изменение в Правила рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Федерального агентства по рыболовству от 26 ноября 2008 года № 347 (далее - Правила рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна), в части организации работ по закреплению рыбопромысловых участков для любительского и спортивного рыболовства. Указанная необходимость обусловлена отказом некоторых пользователей, осуществляющих организацию любительского и спортивного рыболовства, от рыбопромысловых участков, ранее закрепленных за ними по итогам конкурсов, проводимых Ленским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.
Кроме этого, в настоящее время конкурсы на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка не проводятся и формирование рыбопромысловых участков для любительского и спортивного рыболовства не осуществляется согласно распоряжению Федерального агентства по рыболовству от 6 апреля 2011 года № 8-р "Об обеспечении прав граждан по свободному и бесплатному осуществлению любительского и спортивного рыболовства".
При этом создалась ситуация, приведшая к невозможности осуществления любительского рыболовства с применением сетных орудий лова на законных основаниях населением ряда арктических и северных улусов Республики Саха (Якутия). Сложившаяся ситуация приводит к росту социальной напряженности и вызывает недовольство среди населения арктических и северных улусов Республики Саха (Якутия), занимающихся рыболовством.
Изменение, вносимое в Правила рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, должно содержать положение, дающее возможность населению вести любительское рыболовство с применением сетных орудий лова для личного потребления и устанавливающее нормы вылова рыбы на одного человека в определенный период времени на рыбопромысловых участках, от которых отказались пользователи, осуществляющие организацию любительского и спортивного рыболовства.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 году № 602 "Об утверждении Правил проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами" организатором аукциона по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) рыбы (далее - доли квот) при осуществлении промышленного рыболовства является непосредственно Федеральное агентство по рыболовству. В данном случае следует учесть, что в 2014 году в Республике Саха (Якутия) нераспределенный объем долей квот составил 73,7 тонны. Кроме этого, начиная с 2014 года ожидается высвобождение долей квот, обусловленное расторжением договоров с пользователями, которые в течение двух лет подряд осваивают менее 50 процентов квот, что приведет к увеличению резерва промышленной квоты.
В связи с этим в целях оперативного закрепления долей квот создается необходимость передачи полномочий по проведению указанных аукционов территориальным управлениям Федерального агентства по рыболовству.
В целях совершенствования федерального законодательства в сфере организации и регулирования рыболовства постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2012 года № 413 внесен на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам рыболовства". Для доработки указанного законопроекта решением заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 сентября 2013 года № 284-П5 образована межведомственная рабочая группа.
В настоящее время Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия) внесены следующие предложения к проекту федерального закона "О любительском и спортивном рыболовстве":
о дополнении указанного законопроекта понятием "потребительское рыболовство", применяемым в значении как деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов для личного потребления (питания) без права реализации лицами, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
о снижении ставок сбора добычи объектов водных биоресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 50 процентов от установленных ставок.
В целях совершенствования законодательства в сфере организации и регулирования рыболовства в арктических и северных улусах Республики Саха (Якутия) участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Правительству Республики Саха (Якутия) (Г.И. Данчикова):
1) в срок до 1 января 2015 года разработать и утвердить концепцию развития рыбохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2020 года;
2) внести на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) доработанный проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам рыболовства" для дальнейшего его внесения в Государственную Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
3) внести в Федеральное агентство по рыболовству следующие предложения:
о передаче субъектам Российской Федерации отдельных полномочий в области организации рыболовства;
об утверждении правил рыболовства во внутренних водных объектах, разработанных на основе правил рыболовства для рыбохозяйственных бассейнов, утверждаемых Федеральным агентством по рыболовству;
об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и о сохранении водных биологических ресурсов во внутренних пресноводных водных объектах;
о проведении аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов территориальным управлениям Федерального агентства по рыболовству;
об отмене необоснованно высоких штрафных санкций за невыполнение или выполнение с нарушением условий договора об искусственном воспроизводстве осетра индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, не подведомственными Федеральному агентству по рыболовству;
4) в срок до 1 сентября 2015 года рассмотреть вопрос о создании Департамента рыбного хозяйства Республики Саха (Якутия) как самостоятельного органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченного на реализацию государственной политики в области развития рыбохозяйственного комплекса.
2. Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (И.И. Слепцов):
1) разработать положение об отборе заготовителей рыбы в Республике Саха (Якутия) с участием рыболовецких предприятий и заготовителей рыбы;
2) принять меры по организации предоставления ОАО "Россельхозбанк" кредитных ресурсов рыболовецким хозяйствам;
3) совместно с правлением РСХППК "Рыба Арктики" (Л.В. Александров) организовать разработку плана по финансовому оздоровлению указанного предприятия и принять оперативные меры по его реализации;
4) организовать работу по принятию Правительством Республики Саха (Якутия) решения об определении РСХППК "Рыба Арктики" уполномоченным органом по заготовке, переработке и сбыту рыбопромысловой продукции;
5) принять меры по организации первичной переработки рыбы на рыбопромысловых участках.
3. Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) (В.А. Григорьев) усилить работу в области развития аквакультуры и товарного рыбоводства.


------------------------------------------------------------------