По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Государственного Собрания от 02.04.2014 ГС N 196-V "О проекте федерального закона N 465407-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию"



ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2014 г. ГС № 196-V

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 465407-6 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЧАСТИ ПЕРЕХОДА ОТ ДЕЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ НА КАТЕГОРИИ
К ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ЗОНИРОВАНИЮ"

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Поддержать проект федерального закона № 465407-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию", внесенный Правительством Российской Федерации.
2. Направить настоящее постановление и заключение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на указанный законопроект (прилагается - не приводится (не предоставлено)) в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по земельным отношениям и строительству.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.

Председатель
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
А.ЖИРКОВ





Приложение
к постановлению
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 2 апреля 2014 г. ГС № 196-V

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 465407-6 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЧАСТИ ПЕРЕХОДА ОТ ДЕЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ НА КАТЕГОРИИ
К ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ЗОНИРОВАНИЮ"

Проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию" направлен на совершенствование и упрощение существующего порядка определения правового режима использования земель путем проведения зонирования, а также исключения института категорий земель как способа определения разрешенного использования земельных участков, дублирующего институт территориального планирования и градостроительного зонирования.
Законопроектом предлагается признать утратившим силу Федеральный закон от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а также исключить из Гражданского, Земельного, Градостроительного, Водного, Лесного кодексов Российской Федерации и ряда федеральных законов нормы, касающиеся деления земель в Российской Федерации по целевому назначению на категории. Таким образом, законопроектом предлагается пересмотреть один из основополагающих принципов, на которых базируются современные земельные отношения в Российской Федерации.
Вместе с тем законопроект в предложенной редакции не обеспечивает в полной мере решение задач укрепления института собственности, исключения дублирующих правовых институтов, обеспечения единообразного порядка установления и изменения разрешенного использования земельных участков, повышения эффективности управления земельными ресурсами, развития системы планирования и зонирования территорий, в частности:
1. В проекте федерального закона отсутствуют обязанность, порядок и срок установления и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о границах территориальных зон, охранных и защитных зон, территорий лесного фонда, водных объектов, особо охраняемых природных территорий, а также финансовое обоснование проекта проведения землеустроительных работ для включения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Кроме того, законопроект определяет установление границ территориальных зон на карте территориального зонирования, при этом не содержит требований об установлении координат границ территориальных зон, территорий водных объектов, лесного фонда, особо охраняемых природных территорий.
Одновременно с делением на зоны законопроектом вводится понятие территорий лесного фонда, водных объектов, особо охраняемых природных территорий, которые не включены ни в состав территориальных зон, ни в состав охранных или защитных зон, что не позволяет определить их правовой статус, а также принцип установления границ таких территорий.
Проектом федерального закона не определено соотношение территориальных и охранных или защитных зон, а также неясно, возможно ли пересечение между ними, не исключается возможность установления двойного зонирования территорий, сохранен принцип включения некоторых территорий в границы населенных пунктов (исключения некоторых территорий из границ населенных пунктов), в то время как требования к установлению границ населенных пунктов как категории земель упраздняются. Требований к установлению границ населенных пунктов проект федерального закона не содержит.
2. С принятием указанного федерального закона значительно усложнится процедура предоставления земельных участков в целях добычи полезных ископаемых в части оформления прав на земельные участки, так как процедура внесения изменений в документы территориального планирования по сравнению с переводом земельных участков из одной категории в другую требует проведения большого объема мероприятий, а также финансовых вложений.
В настоящее время допускается изменение категории в отношении отдельно взятого земельного участка, в то время как проектом федерального закона действие данного механизма не предполагается. Для изменения принадлежности отдельного земельного участка конкретный правообладатель, в том числе гражданин, будет проходить сложнейший путь внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки поселения, городского округа, орган местного самоуправления - предусматривать в расходах бюджета источники финансирования соответствующих изменений, используя при этом механизм Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Проектом федерального закона из Земельного кодекса Российской Федерации исключены положения о местах традиционного проживания, хозяйственной деятельности и территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, что, по мнению Республики Саха (Якутия), нарушает права и законные интересы указанных народов.
Более того, в случае принятия указанного федерального закона возможно возникновение проблем по установлению правового режима территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, поскольку большинство земельных участков расположено на землях лесного фонда.
В частности, пункт 2 статьи 1 законопроекта признает статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации утратившей силу. Данная норма в действующей редакции предусматривает, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий. Эта норма корреспондируется с нормой Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", где указано, что коренные малочисленные народы, их объединения и лица, относящиеся к коренным малочисленных народам, имеют право "безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами".
Также пунктом 21 статьи 1 законопроекта признаются утратившими силу главы XVI - XVIII Земельного кодекса Российской Федерации. В главе XVII действующего Земельного кодекса Российской Федерации статьей 97 устанавливается, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.
Эта норма остается единственной в Земельном кодексе Российской Федерации, регулирующей вопросы, относящиеся к территориям традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Таким образом, данным законопроектом исключаются понятия "места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации" и "территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
Кроме того, данным законопроектом отменяется проведение публичных слушаний по проекту о внесении изменений в правила землепользования и застройки в случае установления или изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации границ охранных и защитных зон, территорий объектов культурного наследия, лесного фонда, водных объектов, особо охраняемых природных территорий.
Это очень тревожные для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока тенденции изменения земельного законодательства, так как указанные термины лежат в основе всех нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, связанные с правами коренных малочисленных народов.
Необходимо сохранить в Земельном кодексе Российской Федерации понятия "места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей" и "территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока" и определения их правового статуса, а также правовых основ участия граждан в осуществлении местного самоуправления по вопросам использования земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В связи с этим Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) считает необходимым внести следующие предложения к законопроекту:
1) в пункте 19 статьи 1:
а) пункт 5 статьи 77 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
"4) особо охраняемых территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.";
б) пункт 8 статьи 77 дополнить подпунктом следующего содержания:
"регламентом охраны и использования особо охраняемой территории традиционного природопользования в составе положения об особо охраняемой территории традиционного природопользования - в отношении земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых территорий традиционного природопользования.";
в) статью 77 дополнить новым пунктом 20 следующего содержания:
"20. В границах территориальных зон, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в целях защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни при изъятии земельных участков, необходимых для ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и малочисленных этнических общностей, для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, по вопросам изъятия земельных участков для государственных, муниципальных нужд или предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей, учитывается мнение граждан, выраженное на сходах, референдумах.";
г) статью 78 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. В границах одной или нескольких территориальных зон, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни указанных народов в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель. Виды разрешенного использования земельных участков в отношении земельных участков, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, устанавливаются регламентом охраны и использования земель в соответствии с законодательством Российской Федерации о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и законодательством о северном оленеводстве.";
2) в статье 10:
а) абзац двенадцатый пункта 12 дополнить словами "особо охраняемых территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
б) абзац четвертый пункта 14 изложить в следующей редакции:
"6. В случае установления или изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации границ охранных и защитных зон, территорий объектов культурного наследия, лесного фонда, водных объектов, особо охраняемых природных территорий, особо охраняемых территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации соответствующие изменения вносятся в правила землепользования и застройки в срок не позднее одного месяца со дня установления или изменения таких границ. Проведение публичных слушаний по проекту о внесении изменений в правила землепользования и застройки обязательно.".
4. Категория земель является обязательной характеристикой для многих информационных ресурсов и документов, в том числе для:
официального статистического учета и системы государственной статистики;
государственного кадастра недвижимости;
Единого государственного реестра прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним;
информационного ресурса налоговых органов;
информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Исключение категорий земель приведет к необходимости внесения изменений не только в различные законодательные акты, но также в правоустанавливающие документы, договоры, прочие акты, регулирующие земельные отношения, что, в свою очередь, приведет к дополнительным существенным финансовым затратам, а также к изменению статистической отчетности (форма 22).
Таким образом, для отмены института категорий земель необходимо провести подготовительную работу в части внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, внесения сведений о градостроительной деятельности, в сведения государственного кадастра недвижимости, что требует значительных финансовых вложений.
Исходя из вышеизложенного, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) отмечает, что законопроектом не урегулированы многие аспекты земельных отношений, в том числе в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в связи с чем считает возможным поддержать проект федерального закона только при устранении указанных замечаний и учета предложений, обозначенных в настоящем заключении.


------------------------------------------------------------------