По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Государственного Собрания от 02.04.2014 ГС N 183-V "Об отчете Президента Республики Саха за 2013 год"



ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2014 г. ГС № 183-V

ОБ ОТЧЕТЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) О РЕЗУЛЬТАТАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ЗА 2013 ГОД

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 14 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 года 35-З № 401-II "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" заслушав и обсудив отчет Президента Республики Саха (Якутия) о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за 2013 год, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) отмечает следующее.
Ситуация в общественно-политической сфере Республики Саха (Якутия) оставалась стабильной. 8 сентября 2013 года состоялись выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия), глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления. Надлежащим образом принимались меры по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Социально-экономическая ситуация в Республике Саха (Якутия) в течение 2013 года характеризовалась позитивной динамикой большинства макроэкономических показателей, что показывает полноту и своевременность принятия мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Объем валового регионального продукта за 2013 год составил 102 процента. Темп роста производства промышленной продукции составил 104,2 процента, внешнеторговый оборот - 105,2 процента. Выполнен план по вводу жилья. В 2013 году введено в эксплуатацию 405,8 тыс. кв. метров жилья, что на 13,9 процента выше уровня 2012 года. На должном уровне развивалась инфраструктура Республики Саха (Якутия).
В социальной сфере Республики Саха (Якутия) наблюдалось повышение качества и уровня жизни населения. Реальные среднедушевые денежные доходы населения за 2013 год возросли по сравнению с прошлым годом на 2,2 процента и составили 31,3 тыс. рублей. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 46,7 тыс. рублей с реальным ростом на 16,9 процента.
В 2013 году обеспечено исполнение государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по доходам и расходам, а также исполнение государственных программ Республики Саха (Якутия).
Управление и распоряжение государственной собственностью Республики Саха (Якутия) осуществлялись в соответствии с законами Республики Саха (Якутия).
Народные депутаты Республики Саха (Якутия) поддерживают действия Президента Республики Саха (Якутия), органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), направленные на развитие экономики и выполнение социальных обязательств перед населением республики.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Принять отчет Президента Республики Саха (Якутия) о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за 2013 год.
2. Опубликовать настоящее постановление и отчет Президента Республики Саха (Якутия) о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за 2013 год в республиканских газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия" и в "Ведомостях Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)".
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.

Председатель
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
А.ЖИРКОВ





ОТЧЕТ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) О РЕЗУЛЬТАТАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ЗА 2013 ГОД

Уважаемый Александр Николаевич, уважаемые народные депутаты! В соответствии с Конституционным законом "О Президенте Республики Саха (Якутия)" представляю вам ежегодный отчет о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
Хочу напомнить, что отчет исполнительных органов власти перед населением республики завершен. Итоговые формализованные показатели, статистические данные за прошлый год опубликованы, в полном объеме доведены до общественности. Поэтому я сегодня постараюсь охарактеризовать результаты деятельности органов власти в стратегическом плане, сосредоточиться, прежде всего, на общих тенденциях нашей совместной работы, сделать более глубокие выводы.
Уважаемые коллеги, несмотря на сложнейшие турбулентные явления в мире, в Российской Федерации и в Республике Саха (Якутия) сохраняется экономическая, политическая и межнациональная стабильность. Более того, мы последовательно и достаточно уверенно движемся намеченным курсом, достигая пусть медленного, но неуклонного повышения уровня жизни людей.
Пока мы можем только прогнозировать, какие последствия в дальнейшем повлечет за собой украинский кризис, но текущий характер взаимоотношений России и Запада дает все основания полагать, что в ближайшие годы и десятилетия экономическая архитектура нашего государства будет еще стремительнее интегрироваться в Азиатско-Тихоокеанский регион, в страны Ближнего Востока.
Минувший год вновь стал поворотным с точки зрения государственной политики в отношении Дальнего Востока. Произведена ее серьезная корректировка в части укрепления властной вертикали и пересмотра основных программных документов. Это объективный и, по большому счету, объяснимый шаг руководства страны. Еще одна глобальная тема - непосредственное участие республики в процессах, связанных с возрождением Арктической зоны. Ярким примером защиты интересов нашего государства стало признание комиссией ООН анклава Охотского моря частью российского континентального шельфа. Восстанавливается военное присутствие России на Новосибирских островах. У нас открыта научная станция на острове Самойловский в дельте Лены. В рамках председательства Республики Саха (Якутия) в Северном форуме проведена структурная реформа этой организации. Обозначено ее участие в работе межгосударственного Арктического совета.
Дальше нам необходимо добиваться официального включения целого ряда районов республики в Арктическую зону России, устранить сохраняющиеся пробелы в федеральном законодательстве по защите прав коренных малочисленных народов на охоту и рыболовство, продолжить работу по отдельным вопросам в сфере недропользования, охраны окружающей среды, развития альтернативных видов энергетики. С учетом всего этого 2014 год объявлен в Республике Саха (Якутия) Годом Арктики.
Роль Якутии во всероссийской политике действительно усиливается. Республика Саха (Якутия) по праву является одним из территориальных и экономических оплотов нашей страны. Но это в равной степени говорит о том, что население республики должно получать максимально возможные выгоды от потенциала, которым обладает наш уникальный край. Этот потенциал надо конвертировать в реальные доходы людей. Мы знаем, что запросы жителей промышленных, сельскохозяйственных и арктических районов республики в чем-то разнятся. Это ничего не меняет, потому что желание быть успешнее, жить комфортнее и иметь больше возможностей, в том числе финансовых, естественно для любого человека, будь это кочующий северный оленевод или мирнинский горняк, конторский служащий из Якутска или начинающий сельский предприниматель. Мы разные, но мы все жители Якутии. Все мы хотим материального благополучия, тепла и уюта.
Уважаемые товарищи! Приступая к исполнению обязанностей Президента, помимо предметных целей и задач, я определил для себя три сверхзадачи, которые, по сути, вытекают одна из другой. Первая заключалась в том, чтобы изменить качество государственного и муниципального управления, повысить мотивацию чиновников работать на людей и ради людей, стремиться выявлять проблемы и упреждать их возникновение.
Несомненно, основную ответственность за судьбу республики, за все, что происходит на ее территории, несет Президент, но точно так же главы муниципальных образований должны нести полноту ответственности за свои территории, руководители министерств и ведомств - за свои отрасли, директора - за свои предприятия и коллективы.
Нами реализовано немало инициатив, направленных на перенастройку устаревших и непродуктивных механизмов, на формирование более эффективной, отвечающей современным требованиям модели органов власти. От несвойственных полномочий исполнительных органов власти освобождена Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), ее численность сокращена. На две трети обновлен руководящий состав министерств и ведомств. Здесь уместно сказать о том, что мы вообще в корне начали менять кадровую политику. Сформирован управленческий резерв, внедряется система ротации по отраслям. Потребности в кадрах теперь взаимоувязаны с основными направлениями социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). С учетом этого открываются новые специальности в высших и профессиональных технических учебных заведениях. Следующим шагом станет создание Высшей школы инновационного менеджмента, которая выступит конечным звеном в системе подготовки менеджеров нового поколения.
Считаю, нам удалось повысить персональную ответственность государственных служащих. К руководителям исполнительных органов государственной власти республики за последние четыре года применено 60 дисциплинарных взысканий, в том числе по решению Президента Республики Саха (Якутия) - 43 дисциплинарных взыскания. Были и резонансные увольнения. Факты ненадлежащего поведения отдельных руководителей выявляются и сейчас. Уверяю вас, что ни один такой факт не останется безнаказанным.
Сформированная в 2011 году структура исполнительных органов власти изначально была заточена под переход на программно-целевой метод бюджетного финансирования, что сегодня осуществлено в полной мере. Благодаря этому обеспечена прозрачность расходования средств и надлежащий контроль за достижением целевых показателей. Упорядочена структура территориальных подразделений: районные учреждения здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, профессионального образования, ветеринарии, лесничества, редакции районных газет теперь находятся в ведении республики. Это оправдано и закономерно. С другой стороны, в ведение районов переданы функции управления сельским хозяйством и территориальные финансовые органы. Правильное распределение полномочий и компетенций по вертикали, принцип субсидиарности - это вообще один из краеугольных камней в управлении. На мой взгляд, при всех сохраняющихся недостатках структура власти в республике стала гибкой и сбалансированной. А самое главное, она стала еще ближе народу.
Зона ответственности между субъектами власти очерчена достаточно четко, но вместе с тем у нас имеется широкий инструментарий для консолидированных действий. Органы исполнительной власти республики уже не замкнуты в узких ведомственных рамках, а ориентированы на комплексную работу для достижения общего конечного результата. Девиз "проявлять инициативу, работать на результат", озвученный мною в первом Послании четыре года назад, члены Правительства республики, по-моему, усвоили достаточно прочно.
Министерства и ведомства стали более взвешенно подходить и к стратегическому планированию. Наряду с республиканскими программами, которые синхронизированы с соответствующими федеральными документами, мы находим иные стимулы для развития тех или иных приоритетных направлений, территорий и отраслей. Я имею в виду провозглашение Года единения и дружбы народов, Года села, пятилетки устойчивого развития села, Года Арктики. Сюда же относится проведение крупных соревнований, форумов, празднование больших юбилейных дат, таких как 100-летие государственности республики. Все это дает нам возможность сконцентрировать вокруг решения отдельных значимых задач дополнительные управленческие и финансовые ресурсы, сплотить людей.
Следующий момент: нам удалось добиться того, что федеральные органы власти стали более внимательно относиться к постановочным вопросам республики, принимать и учитывать замечания, связанные с нашими особенностями, детально вникать в наши проблемы. Мы активно продвигаем интересы Якутии и Дальнего Востока на федеральном уровне. Лично мной, руководством Правительства, членами Правительства проводятся десятки встреч и совещаний в городе Москве и на Дальнем Востоке. Республику регулярно посещают и сами руководители многих федеральных министерств и ведомств, легче перечислить тех из них, кто еще не бывал в Якутии. Безусловно, это дает республике большую свободу при проведении бюджетной и налоговой политики. В некоторых случаях мы также получаем исключительные полномочия по распоряжению собственностью, наиболее яркие примеры: сохранение участия республики в управлении компанией "АЛРОСА", возвращение в собственность Якутии контрольного пакета акций Ленского объединенного речного пароходства.
Далее. В органах исполнительной власти, на мой взгляд, заметно усилен контроль аналитической деятельности. Обеспечены информационная открытость и прозрачность органов власти, системное освещение деятельности Президента, Правительства, министерств и ведомств в средствах массовой информации. При этом в Якутии все печатные издания, теле-, радиокомпании, Интернет-сайты выражают свою точку зрения абсолютно свободно, даже если их позиция не совпадает с официальной позицией региональных и местных властей. Руководителям исполнительных органов государственной власти предписано рассматривать критические публикации в средствах массовой информации и в установленные сроки реагировать на них.
Государственные и муниципальные услуги в республике с каждым годом становятся доступнее. В прошлом году уже 86 тысяч человек воспользовались электронными услугами, созданы отдельные порталы образовательных и медицинских услуг. Начинается внедрение универсальной электронной карты для упрощенного доступа к государственным и муниципальным услугам.
Создан отдельный уполномоченный орган по размещению государственных заказов. Из общего объема размещенных заказов в сумме 55 миллиардов рублей получено экономии почти на 4,5 миллиарда рублей, что является показателем эффективной работы в данном направлении. В национальном рейтинге прозрачности закупок за прошлый год Якутии присвоено звание региона с высоким уровнем прозрачности. Наряду с повышением ответственности, установлением юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов это позволяет вести более качественную работу по противодействию коррупционным проявлениям.
Реальную пользу приносит институт закрепленных сотрудников органов государственной власти, учреждений и организаций за каждым поселением республики. Путем такого преодоления административных барьеров многие проблемы решаются оперативнее. Также добавлю, что Правительству с этого года поручено обновить методику своей работы по итогам ежегодных отчетов перед населением. Отныне с каждым муниципалитетом будет заключаться соглашение, учитывающее все предложения и пожелания жителей того или иного поселения.
В целом, считаю, что сегодня Республика Саха (Якутия) отвечает критериям регионов с неплохим уровнем эффективности деятельности органов исполнительной власти. Хотя, безусловно, это не повод для самоуспокоения.
Уважаемые коллеги, вторая сверхзадача, которую я ставил перед собой, приступая к исполнению обязанностей Президента, заключалась в том, чтобы еще лучше адаптировать Республику Саха (Якутия) к реалиям рыночных отношений, научить якутян адекватно воспринимать и встраиваться в современную экономическую действительность, повысить конкурентоспособность нашего северного региона и его жителей, опираясь на принцип пяти "и": инвестиции, инфраструктура, институты, инновации, интеллекты. Правительство республики в ежедневном режиме занимается проблемами, так или иначе связанными с реальным сектором экономики. Положительные результаты есть, они видны.
Компания "АЛРОСА", успешно преодолев кризис, вышла в лидеры мирового алмазного рынка. Частичная приватизация акций "АЛРОСА" принесла республике около 18 миллиардов рублей, которые будут направлены на снос ветхого и аварийного жилья и строительство социальных объектов. А сохранение контрольного пакета акций алмазной компании в государственной собственности имеет, без преувеличения, судьбоносный характер для будущего республики.
В прошлом году принято принципиальное решение по освоению Чаяндинского месторождения и строительству магистрального газопровода "Сила Сибири" в рамках реализации Восточной газовой программы. Сегодня остается решить вопрос о цене газа с основным его получателем.
Конъюнктура мировых цен на экспортные виды товаров способствовала возрастанию интереса инвесторов к Томторскому месторождению редкоземельных металлов. И мы уже близки к началу его разработки. Томтор открывает новые горизонты для развития всей Арктической зоны республики. За минувший год мы усилили взаимодействие с федеральным органом власти по вариантам развития энергетической, транспортной инфраструктуры в целях освоения Томпонского горнопромышленного района. Прирост добычи золота на 18% обусловлен освоением новых месторождений в Алданском, Оймяконском и Олекминском районах.
Конечно, не все и не везде идет гладко. Неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке металлов и угля сказывается на реализации проекта Эльгинского месторождения и в целом проекта комплексного развития Южной Якутии. Но и здесь мы не отступаем, стараемся действовать на опережение. Две недели назад по итогам совещания у вице-премьера Правительства Российской Федерации Дворковича Аркадия Владимировича принято решение, что эксплуатация месторождения "Таежная" должна начаться в установленные ранее сроки, не позднее 2016 года. Это принципиальный вопрос для жителей Нерюнгринского района для увеличения поступления налогов в местный бюджет.
На развитие транспортной инфраструктуры республики в прошлом году направлены рекордные 35 миллиардов рублей, в том числе из федерального бюджета 24 миллиарда рублей. Продолжится строительство пускового комплекса станции Нижний Бестях. Правительством России принято решение о строительстве автодорожного мостового перехода через реку Лена в районе Якутска. Это будет первый масштабный проект государственно-частного партнерства в республике на основе концепции. Огромные средства вкладываются в развитие электроэнергетики, начинается строительство Якутской ГРЭС-2.
За 2010 - 2013 годы достигнут устойчивый рост основных видов промышленной продукции, невзирая на сложные макроэкономические условия. Объем валового регионального продукта республики по итогам 2013 года удалось удержать на прежнем уровне. При этом динамика отдельных показателей у нас выше, чем по России в целом: по индексу промышленного производства, росту внешнеторгового оборота, вводу жилья, обороту розничной торговли. В течение прошлого года Республика Саха (Якутия) занимала восьмое место среди всех субъектов России по развитию реального сектора экономики. Сегодня Якутия входит в пятерку регионов с наибольшими показателями объема валового регионального продукта на душу населения, который за прошедший год превысил 600 тысяч рублей, что в 1,5 раза выше уровня 2010 года и в три раза выше уровня 2006 года. Но, я напомню, уважаемые коллеги, что к 2022 году, когда мы будем отмечать столетие государственности республики, нынешний показатель должен быть увеличен еще почти в два раза.
За последние годы в республике выстроена прогрессивная инвестиционная политика, основные принципы которой закреплены в Инвестиционной стратегии Республики Саха (Якутия) и Стандартах деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Созданы субъекты развития инвестиционной деятельности: Агентство инвестиционного развития Республики Саха (Якутия), Центр стратегических исследований, венчурная компания "Якутия". Среди регионов Дальневосточного федерального округа Республика Саха (Якутия) лидирует по объему инвестиций в основной капитал. Но нам и в дальнейшем необходимо формирование непрерывного инвестиционного потока, так как рост инвестиций напрямую влияет на качество жизни. Правительству республики предстоит использовать лучшие практики в области построения конструктивного диалога с инвесторами и формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечить жесткий контроль, мониторинг предоставления государственных и муниципальных услуг инвесторам.
Развитие инвестиционной деятельности - это готовность к освоению и внедрению передовых научных технологий и наработок. Сегодня в Якутии созданы и успешно работают малые инновационные предприятия, технопарки, центры трансфера технологий, коллективного использования, коворкинги, биотехнологический кластер. Далее, нужно привлекать инновационные компании в регион, наращивать число стартапов. Для этого у нас есть и организационные условия, и соответствующая инфраструктура, и кадровый потенциал. Продукция наших предприятий уже выходит на всероссийский и международный уровни. Важную роль в реализации такого подхода мы отводим развитию региональной IT-отрасли. Данная площадка также должна стать одним из инфраструктурных элементов нового IT-кластера, над созданием которого мы уже работаем. С целью воспроизводства научного потенциала республики на системной основе создан Научно-образовательный фонд поддержки молодых ученых в Республике Саха (Якутия).
Определяющим направлением работы Правительства республики по развитию инноваций является создание условий для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Здесь используются два инструмента: первый - это прямая финансовая поддержка в виде грантов начинающим инновационным предприятиям. Данные меры введены в 2010 году, за счет привлечения федеральных средств они наращиваются. Второе - это развитие инфраструктуры инновационной деятельности, формирование и развитие кластеров.
Хочу затронуть еще один фактор, влияющий на благоприятный инвестиционный климат, - это межрегиональные связи. В связи с этим поручаю Правительству республики проработать вопрос вступления Якутии в Ассоциацию инновационных регионов России. Считаю необходимым использовать потенциал такой формы работы: это расширит возможности поддержки наших субъектов в инновационной деятельности.
Существенной составляющей деятельности Правительства является политика по развитию малого и среднего предпринимательства, так как на этот сектор приходится более 10 процентов занятых в экономике. На 2010 - 2013 годы на поддержку малого и среднего бизнеса из различных источников направлено более 4,5 миллиарда рублей. В результате поддержку получили более 13 тысяч субъектов малого, среднего предпринимательства, почти треть всех предпринимателей республики. Влияние малого бизнеса на экономическое развитие республики стало ощутимым. По количеству малых предприятий, а их порядка 47 тысяч, Якутия занимает третье место среди регионов Дальневосточного округа. Доход в бюджет республики от субъектов предпринимательства по специальным налоговым режимам за 2013 год достиг 2,6 миллиарда рублей, что на 70% выше уровня 2010 года. Подчеркивая достигнутые показатели, нельзя сказать, что наш малый бизнес реализовал даже половину имеющегося у него потенциала. Нам придется и дальше работать над повышением эффективности мер государственной поддержки предпринимательства.
Уважаемые коллеги, в рамках Года села по 12-ти основным направлениям было увеличено финансирование мероприятий, призванных улучшить качество жизни на селе. Объявлена пятилетка устойчивого развития села. Правительство республики должно принять обновленный план действий. Огромную роль должна сыграть сельская кооперация, ее основу составляют районные заготовительные кооперативы. В этом плане мы возлагаем большие надежды на муниципальные районы, которые получили право самостоятельно определять получателей средств и ставку субсидий. Кооперация в совместном содержании скота тормозится высокими затратами на строительство современных механизированных ферм. За три последних года введено 15 механизированных ферм и 50 коровников хозяйственным способом. При этом уровень механизации скотопомещений все еще недостаточен.
Кооперация в землепользовании сдерживается неурегулированными земельными вопросами. На решение этой проблемы нацелено создание районных муниципальных учреждений земельного контроля, в ведение которых переходят наслежные землеустроители. После этого будет запущен механизм изъятия сельхозугодий у недобросовестных собственников и арендаторов.
С 2012 года начата поддержка сельскохозяйственной кредитной кооперации на конкурсной основе по 10 миллионов рублей ежегодно. Кроме того, кредитным кооперативам предоставлено 34 миллиона рублей субсидий на возмещение процентов по кредитам. В результате за четыре года пайщиками получено более 900 миллионов рублей займов на развитие отраслей АПК. Совместно с "Россельхозбанком" внедряется пилотный проект банковского кредитования через кредитные кооперации на 400 миллионов рублей.
Каждое решение, связанное с селом, дается нам тяжело, ведь при ежегодном увеличении финансирования сельского хозяйства основные параметры сельскохозяйственного производства не растут. Конечно, мы много теряем из-за ежегодных стихийных бедствий, которые пока не оставляют нас в покое. Вы прекрасно знаете, какой ущерб нанесен аграрной отрасли за последние годы. Тем не менее рынок есть рынок. Его законы суровы, но справедливы. Поэтому объемы и механизмы государственной поддержки сельского хозяйства больше никогда не будут слепыми. Каждый вложенный рубль должен быть оправдан, и речь идет не только о производстве, но и о социальных инвестициях. Напомню еще раз, что в этом же русле начата практика заключения соглашений о социально-экономическом развитии поселений при строительстве объектов в рамках Инвестиционной программы республики.
Призываю вас, уважаемые народные депутаты, проявить активность при разработке нового закона республики о развитии сельского хозяйства. Этот закон призван определить наиболее действенные механизмы поддержки отрасли и повысить эффективность использования бюджетных средств. И будет лучше, если мы вместе учтем в этом законе буквально каждый нюанс, исходя из реальных потребностей и возможностей селян.
Уважаемые друзья! Сегодняшние обстоятельства таковы, что не все подчинено только действиям власти. Именно поэтому с моей стороны звучат постоянные призывы о необходимости повышения конкурентоспособности каждого якутянина. Понятно, что многое зависит от желания и воли самого человека, но чтобы помочь людям почувствовать себя увереннее в новой экономической реальности, где на первый план выходит ценность культурного и духовного развития, ценность знаний и высокого образовательного уровня, ценность здорового образа жизни, ценность добросовестного труда и уважения к труду, действия органов власти республики всецело подчинены созданию соответствующих условий и стимулов.
Строительство десятков школ и детских садов преимущественно в сельских поселениях вызвано, прежде всего, необходимостью обновления устаревшей материально-технической базы, при этом каждая новая школа, каждый новый детский сад - это готовая площадка для повышения качества образования, роста педагогической и воспитательной культуры не только преподавателей, но и родителей. Все более востребовано развитие информационных технологий в образовании, создание различных механизмов для поддержки детских и молодежных инициатив. Для усиления мотивации роста профессионального мастерства школьных преподавателей работает единое детское движение "Дьулуур", проводятся деловые игры "Министр", "Молодой фермер", "Профи учитель" и так далее.
Определяющим фактором становится уровень компетенции кадров, творческий потенциал работников, иначе говоря, интеллектуальный капитал, поэтому одновременно с развитием экономического потенциала мы должны работать над созданием полноценного регионального образовательного кластера. Также ставится задача планомерно перестраивать существующие системы начального и профессионального образования, подготовки кадров для реального сектора экономики.
В области профессионального образования мы стремимся к полному переходу от государственного заказа к целевой контрактной подготовке, как я уже сказал, исходя, прежде всего, из потребностей промышленности, транспорта и энергетики. Работа в этом направлении начата, за три года в учреждениях начального, среднего, профессионального образования в республике открыто 14 новых специальностей технического профиля. Из 8,5 тысячи выпускников учреждений профессионального образования целевым образом было трудоустроено 67 процентов. В 2013 году, по данным рейтинга Агентства социальных исследований группы РИА Новости, Республика Саха (Якутия) заняла второе место по степени привлекательности среднего профессионального образования для учащихся и заинтересованности работодателей. В рейтинге участия в конкурсах профессионального мастерства по различным рабочим компетенциям именно по международным стандартам республика входит в первую десятку российских регионов.
Мы не просто так занимаемся профилактикой алкоголизма и наркомании, принимаем непопулярные ограничения по времени продажи спиртосодержащей продукции. Меры борьбы с зеленым змием нужно еще расширять. Нельзя отступаться от этой линии, потому что наши действия направлены на сбережение здоровья якутян. Не все бросят пить, это понятно, но задумается каждый. А чем больше людей будет задумываться о пагубности пьянства, делать выводы, тем больше мы спасем жизней, сохраним семей, получим счастливых и живущих в достатке детей. Мы не просто так продолжаем пропагандировать здоровый образ жизни, это тоже часть политики, направленной на повышение конкурентоспособности якутян.
Доказано, что проведение любого соревнования повышает интерес людей к занятиям спортом. Впервые в республике образована самостоятельная структура по детско-юношескому спорту, адаптивной физкультуре и спорту, зимним видам спорта, что еще больше повышает вовлеченность населения. Зайдите сегодня в бассейн "Чолбон" или в центр "Дохсун" в городе Якутске - они всегда полны, там всегда слышны детские голоса, народ с удовольствием посещает секции. Сегодня строятся спортивные объекты и в районах республики, пусть даже хозяйственным способом. Главное, что эффект есть. Доля населения Республики Саха (Якутия), систематически занимающегося физкультурой и спортом, уже достигла 25 процентов. Я уверен, что эта цифра еще увеличится.
Ключевым направлением здравоохранения в 2013 году была всеобщая диспансеризация отдельных категорий населения. В Республике Саха (Якутия) ежегодно расширяется масштаб выездной помощи, оказываемой квалифицированными врачами. Только в прошлом году выявлено 3,5 тысячи пациентов с впервые установленным диагнозом, которые не имели возможности добраться до районных центров и городов. За четыре года введено 27 больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений.
Я иногда задаюсь вопросом, неужели медицина Якутии, достигшая признанных успехов в проведении сложнейших операций на сердце, по пересадке органов, в выхаживании новорожденных с экстремально низкой массой тела и так далее, не может распространять этот опыт, высокий уровень на всю территорию республики? Я думаю, может.
В прошлом году принят республиканский закон о культуре, призванный решить накопившиеся за много лет проблемы в этой отрасли. В Якутии сохраняется разветвленная сеть из более чем одной тысячи библиотек и клубов, нескольких десятков музеев, детских школ искусств, театрально-концертных учреждений. Сегодня на первый план выходит проблема низкого уровня платежеспособности населения, спроса населения на услуги учреждений культуры. Для ее решения нужно опираться, прежде всего, на использование форм многофункциональных культурных комплексов. В прошлом году специально с этой целью учреждены гранты сельским поселениям. Создается сеть публичных электронных библиотек, сельских модельных библиотек, в два раза выросло количество виртуальных музеев.
Как вы знаете, 2014 год объявлен Годом культуры в Российской Федерации. Реализация его мероприятий должна быть наполнена конкретными содержательными делами. Понятие внутренней культуры человека неразрывно связано с понятием ответственности. Каждый житель республики должен осознать, что от его действий всегда что-то зависит, не только материальные вещи, но и настрой окружающих.
Уважаемые коллеги, третья сверхзадача, которую я поставил перед собой, вступая в должность Главы, - пробудить общественную активность, вселить в якутян веру в свои собственные силы и возможности, прежде всего, на основе повышения роли институтов гражданского общества, некоммерческих организаций и объединений. Рано или поздно мы должны прийти к тому, чтобы самоорганизация населения, гражданская культура стала для всех жителей нормой, обычным делом. С этой целью была создана Общественная палата Республики Саха (Якутия). С этой же целью мной был подписан Указ о повышении роли некоммерческих организаций в реализации государственной социальной политики. Конечно, гражданская активность должна опираться на соответствующую базу. Сейчас у нас насчитывается две тысячи некоммерческих организаций. Крепкой объединяющей силой остаются свыше 400 профсоюзных организаций, в которых состоит порядка 220 тысяч человек.
Отрадно, что начали проявлять себя отраслевые сообщества республики. За последние четыре года проведены первые учредительные съезды инженеров, юристов, педиатров, терапевтов, кочевых родовых общин и так далее. В этом году проведен первый съезд социальных работников. Именно перед отраслевыми сообществами стоит задача внедрения саморегулирования. Они должны брать на себя излишние административные функции органов власти и тем самым обеспечивать прозрачность бюджетного и управленческого процессов. Внедряется формат отраслевых форумов как уникальных площадок для обмена опытом. Только в прошлом году проведены форумы работников сферы бытового обслуживания, работников жилищно-коммунального хозяйства, инвестиционный форум агропромышленного комплекса. В 2012 году проведен первый гражданский форум Якутии с обхватом более 500 общественных организаций. Растет участие представителей общественности в принятии ключевых управленческих решений. Количество консультационно-совещательных органов при Президенте и Правительстве республики возросло до 59-ти. На более практическом уровне должны проявлять себя общественные советы при исполнительных органах власти и органах местного самоуправления. В этом плане многое зависит от глав и депутатов муниципальных образований, от их усилий, от их неравнодушия.
Самоорганизация граждан обретает решающее значение с точки зрения улучшения работы целых отраслей. Например, за четыре года количество товариществ собственников жилья в республике возросло с 500 до 724-х. Но этого все равно недостаточно для реального повышения качества жилищно-коммунальных услуг, оказываемых для 20-ти тысяч многоквартирных домов. Вот где в полную силу должны проявить себя общественные организации. На селе эту роль должна повсеместно брать на себя тyолбэ - исконная форма общественной самоорганизации народа саха, которая хорошо себя зарекомендовала в современных условиях. Именно на основе движущей силы тyолбэ как выражения инициативы самого населения ежегодно вводятся объекты в рамках движения добрых дел "Моя Якутия в XXI веке". За четыре года введено 157 таких объектов. До сознания людей доходит, что гражданская активность должна выражаться не через пустопорожние протестные высказывания на просторах Интернета, а через непосредственное участие в решении конкретных вопросов, которые раньше считались значительной прерогативой властей. Как пример - борьба с преступностью. Буквально на прошлой неделе в Совете Федерации одобрен Федеральный закон об участии граждан в охране общественного порядка. У нас в республике в ближайшее время должны появиться аналогичные нормативные правовые акты, регулирующие все вопросы, которые имеют отношение к участию граждан в охране общественного порядка.
Уважаемые друзья! Важность межэтнических отношений в реализации социально-экономических задач подчеркнута тем, что в 2012 году принята отдельная пятилетняя государственная программа "Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия)". Социологический опрос населения, проведенный осенью 2013 года, показал, что почти половина респондентов оценивает межнациональные отношения в республике как стабильные. Более 75 процентов опрошенных утверждает о наличии стабильных межнациональных отношений в коллективе и в быту. Вместе с тем нельзя умалчивать об отдельных точках напряженности. Достаточно много опрошенных в Якутске и Мегино-Кангаласском улусе указывает на наличие определенных проблем в межнациональных отношениях. Более 20 процентов жителей тех же муниципальных образований говорят о неблагополучных религиозных отношениях.
Уважаемые коллеги, чего же нам удалось добиться с точки зрения улучшения конкретных показателей качества жизни в нашей республике? Приведу некоторые данные. Первого января 2014 года государственная гарантия по оплате труда в республике доведена до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения за четвертый квартал 2013 года, что составляет 12,5 тысячи рублей. Это очень хорошее достижение, поскольку еще в 2010 году минимальная заработная плата была ниже прожиточного минимума почти на 40 процентов.
Мы сумели улучшить структуру занятости в пользу производственных отраслей. При снижении уровня безработицы на 1,5 процента и росте числа занятых в экономике почти на 4 процента численность региональных и местных чиновников сократилась на 12 процентов, а доля работников бюджетной сферы в общей численности занятых сокращена с 36-х до 32-х процентов.
Мы выполняем все обязательства по федеральному, республиканскому регистру социальной поддержки отдельных категорий граждан. Очень востребованными стали новые направления социальной поддержки: единовременная материальная помощь на газификацию жилья, подключение к электроотоплению, к централизованному теплоснабжению, заключение социальных контрактов на ведение личного подсобного хозяйства, организация собственного дела по производству товаров и оказанию услуг.
В части обеспечения жильем нуждающихся категорий граждан за 4 года с помощью государства улучшили жилищные условия 13 тысяч семей. За этот период было введено 1 миллион 400 тысяч квадратных метров жилья. В сфере жилищно-коммунального хозяйства введено 260 новых котельных. Второй год подряд все основные предприятия жилищно-коммунального хозяйства завершают год без убытков. Начата масштабная работа по подключению жилого сектора к центральному и электроотоплению. Только за прошлый год подключено к указанным видам благоустройства более двух тысяч семей, из которых почти половина воспользовалась адресной социальной помощью.
Доля расходов на социально-культурные программы в консолидированном бюджете республики увеличена с 53-х до 59-ти процентов. Большие усилия предпринимаются для обновления изношенного фонда недвижимости в отраслях социальной сферы. За последние годы построено 253 объекта именно социальной сферы. По Инвестиционной программе больше всего строится объектов образования, спорта, здравоохранения и социальной защиты.
В Республике Саха (Якутия) сохраняется стабильная демографическая ситуация. Число родившихся в прошлом году превысило число умерших в два раза. Естественный прирост населения отмечается в 33-х районах республики. Оценка социального самочувствия населения выявила наибольшую долю неудовлетворенных жилищно-коммунальным хозяйством, экологией, медицинской помощью. Над этим нам надо очень много работать, придется уделять этому особое внимание.
Уважаемые народные депутаты, конкретные задачи на этот год и среднесрочный период определены в моем октябрьском Бюджетном послании и в февральском Послании Государственному Собранию, не буду их повторять. Однако мне все же хотелось бы высказать в ваш адрес ряд пожеланий для усиления работы по некоторым значимым аспектам.
Первое. Это скорейшее принятие программы социально-экономического развития республики на период до 2025 и основных направлений до 2030 года. Этот документ должен быть принят в виде закона Республики Саха (Якутия).
Второе. Организация масштабной работы по внесению изменений в проекты федеральных законов по вопросам недропользования, охраны окружающей среды, здравоохранения, отраслей материального производства и других сфер, где необходимо учитывать особенности Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Третье. Включение предложений Республики Саха (Якутия) в проекты федеральных программ по развитию Арктической зоны России, а также по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Байкальского региона.
Четвертое. Еще раз подчеркиваю, в рамках пятилетки устойчивого развития села необходимо принять единый закон о развитии сельского хозяйства с признанием утратившими силу законов по отдельным отраслям и направлениям сельского хозяйства.
Пятое. Принятие закона об общественном контроле в Республике Саха (Якутия), предусматривающего усиление роли общественных организаций в управлении социально-экономическими процессами и в переломе потребительского сознания граждан.
Шестое. Организация эффективного взаимодействия с институтом уполномоченных по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов Севера.
Седьмое. Повышение роли органов местного самоуправления в законотворческой деятельности, в том числе через созданный Совет председателей представительных органов муниципальных районов и городских округов при законодательном органе республики. Первоочередной задачей в этой работе должна стать выработка более действенных механизмов исполнения вопросов местного значения на законодательном уровне.
Восьмое. Расширение практики общественной экспертизы законопроектов, в том числе в формате выездных заседаний профильных комитетов.
И последнее, организация системной работы с избирателями в части выявления и пресечения прямых нарушений прав и гарантий граждан с исключением вмешательства в программно-целевой метод бюджетного финансирования. Просил бы вас энергично поработать по этим пунктам.
И в заключение, уважаемые депутаты, сердечно поздравляю вас с двадцатилетним юбилеем парламента республики! Желаю вам быть ближе к своим избирателям и не жалеть сил во имя благополучия и процветания родной республики.


------------------------------------------------------------------