По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение Главы РС от 10.10.2014 N 22-РГ "Об утверждении Концепции Международной Арктической школы в Республике Саха "



10 октября 2014 года N 22-РГ

------------------------------------------------------------------

РАСПОРЯЖЕНИЕ

ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ
АРКТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

В целях выявления и поддержки талантливой молодежи, развития человеческого и кадрового потенциала Республики Саха (Якутия), внедрения международных стандартов образования:
1. Утвердить Концепцию Международной Арктической школы в Республике Саха (Якутия) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Министерству образования Республики Саха (Якутия) (Габышева Ф.В.) разработать план мероприятий по реализации Концепции Международной Арктической школы в Республике Саха (Якутия).
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Дьячковского А.П.

Глава
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
10 октября 2014 года
№ 22-РГ





Приложение
к распоряжению Главы
Республики Саха (Якутия)
от 10 октября 2014 г. № 22-РГ

КОНЦЕПЦИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ АРКТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Арктика - регион геостратегических интересов. С начала 2000-х годов постепенно набирает силу точка зрения, что именно Арктика будет определять вектор экономического и геополитического развития планеты на протяжении следующего столетия. Поэтому многие эксперты считают, что нынешнее столетие станет "веком Арктики". Природно-ресурсный и экономический потенциал Арктической зоны играет важную роль в развитии национальной экономики и устойчивого развития регионов, расположенных в этой зоне.
Сохранение и устойчивое развитие Арктики - необходимое условие ее дальнейшего успешного освоения. Арктика имеет общечеловеческое глобальное значение своей уникальной природой и влиянием на планетарную экологию.
Республика Саха (Якутия) уделяет внимание социально-экономическому развитию северных и арктических территорий:
создает условия для традиционного природопользования народов Севера, сохранения самобытной культуры и развития образовательного потенциала на его основе;
совершенствует образовательные программы, сочетающие задачи подготовки детей к жизни в современном обществе с приоритетным внедрением в Арктике дистанционных методов обучения;
разрабатывает и внедряет технологии, влияющие на повышение эффективности производимой продукции и обеспечение ее конкурентоспособности.
Международная Арктическая школа (далее - Школа) в Республике Саха (Якутия) призвана интегрировать в себе лучший образовательный и инновационный опыт, обеспечить устойчивое развитие Севера и Арктики. Выпускники данной Школы, впитав в себя опыт мирового сообщества, имея знания региональной специфики, смогут способствовать успешному развитию социокультурной ситуации.
Реализация данного проекта представляется более эффективным в условиях сотрудничества, так как для России и ее партнеров по региону Арктика - наш дом и наше будущее.

1. Цели и задачи

Международная Арктическая школа создается по инициативе Главы Республики Саха (Якутия) и направлена на развитие международного сотрудничества между странами Арктики в поле образовательной деятельности. Школа создается на базе государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Саха (Якутия) Центра отдыха и оздоровления детей "Сосновый бор".
Миссия Школы заключается в развитии человеческого и кадрового потенциала стран Арктического региона как основного фактора экономического и социального развития в условиях трансграничной кооперации.
Цель:
интеграция федерального и международного стандарта в области образования для сохранения и развития человеческого капитала Севера и Арктики.
Задачи:
1. Создание инновационной модели Школы для обеспечения качества обучения, успешной адаптации и всестороннего развития обучающихся стран Арктического региона через индивидуализацию образовательного процесса, формирование универсальных учебных действий и ключевых компетентностей выпускника.
2. Развитие и саморазвитие участников образовательного процесса через организацию сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями России и мира, организация системы непрерывного обучения и международного сотрудничества.
3. Развитие международного регионального сотрудничества по линии международных организаций ООН, ЮНЕСКО, Арктический совет, Северный Форум и организация творческого взаимодействия (в т.ч. по образовательным программам школ-партнеров за рубежом), интеграция базовых ценностей арктической цивилизации в общечеловеческие ценности в образовательном процессе.
Международная Арктическая школа в Республике Саха (Якутия) - это интегрированная организация, которая призвана реализовывать сетевые технологии и предоставлять качественное образование мирового стандарта для детей Сибири, Дальнего Востока России и стран Арктического региона.
Международный статус Школы подтвердится реализуемыми программами Международного бакалавриата (IB), аккредитацией в Совете Международных школ (CIS), международными образовательными проектами ООН, ЮНЕСКО, Арктического совета и Северного Форума.

2. Ключевые доминанты

Школа призвана пропагандировать ценности многообразия личностей и культур, обеспечивать создание оптимальной образовательной среды для учащихся, учителей и предлагать всеохватывающий курс обучения, направленный на воспитание и развитие в духе идеалов, предусмотренных Уставом ООН.
Ключевые доминанты Школы:
1. Доминанта Арктического мира (как части Большого мира).
Данная ценность требует проектирования Школы, вносящей вклад в развитие стран Арктического региона, воспитывать учеников, способных брать на себя ответственность за социокультурную ситуацию, в которой они живут. Школа должна ориентировать всех участников образовательного процесса на овладение ценностно-культурными ресурсами Арктического мира как части Большого мира.
2. Доминанта открытости миру.
Международная Арктическая школа в Якутии призвана развивать жизнеспособность и конкурентоспособность в Большом мире.
3. Доминанта развития человеческого потенциала.
В Школе будут условия для развития навыков индивидуального развития - физические (здоровье), эмоционально-волевые (вера в себя, готовность к преодолению трудностей, эмоциональная устойчивость и т.д.), интеллектуальные (лабильность, креативность), духовные (готовность к поиску собственного жизненного пути, способность к самоопределению и поступку), социально значимые компетенции и личностные качества (умение планировать совместную деятельность, умение воплощать совместные идеи и замыслы, самостоятельность, ответственность, толерантность и др.), компетенции личностного самосовершенствования (умение рефлексировать, стремление к самореализации, к саморазвитию и др.)
4. Доминанта продуктивной коммуникации.
Международная Арктическая школа - это открытая структура. Для Школы как открытой образовательной системы важным является продуманное и последовательное освоение различных культурных "образов языка" прошлого и настоящего, речевого инструментария, позволяющего включаться в максимальное количество социальных и культурных акций, а также самостоятельная организация дискурсивного пространства, с ориентацией на образцы "коммуникативных событий" современности.
5. Доминанта современных технологий.
Анализ современных мировых тенденций показывает, что в современном обществе важную роль играют технологии передач и использования знаний. Создаваемая Школа должна стать носителем и реализатором этой тенденции:
стать центром проектной, исследовательской и инновационно-экспертной деятельности;
входить в сотрудничество с российскими и зарубежными "фабриками мысли" (thinking tank);
являться центром интеллектуальной культуры, где будут проходить презентации современных проектов и технологий, инновационные выставки, мероприятия по "конструированию будущего".

3. Особенности образовательного процесса

Международная Арктическая школа - это Школа полного дня, в которой будут созданы условия для гармоничного и всестороннего развития:
развитие интеллекта (передовые технологии, позволяющие "открывать знания", взаимодействующие со всем мировым пространством, гибкая система построения образовательного маршрута обучающегося);
социализация (открытая коммуникативная среда, большое количество занятий по интересам, кружков, секций, форм взаимодействия с обучающимися, педагогами и родителями. Система психологического сопровождения детей, родителей, педагогов);
здоровьесбережение (медицинский центр, спортивные секции, бассейн, полноценное 4-разовое питание (собственная столовая)).
Языки преподавания в Международной Арктической школе - русский, английский.
Формы обучения: групповые, сетевые, индивидуальные консультации, проектная деятельность по параллелям, разновозрастные группы и дистанционное обучение у преподавателей зарубежных стран.
Тип образовательной организации: общеобразовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели - образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по федеральным и международным образовательным стандартам.
Программа основной Школы (5 - 9 классы) основывается на изучении математики, естественных наук, языков, физического воспитания, искусства, информатики. Упор делается на расширение интегративных связей между предметами. Дети будут учиться применять на практике знания, полученные на занятиях. Специфические дисциплины, такие как "Служение обществу", учат разрабатывать проекты, направленные на помощь людям, которые живут рядом с тобой: как помочь инвалидам, детям-сиротам и т.д. Разрабатывая проекты, дети получают видимый результат своих усилий, а не разрозненные предметные знания.
Обучение в старшей школе (10 - 11 классы) осуществляется по программе Международного бакалавриата. Каждый обучающийся должен сформировать свой индивидуальный учебный план, состоящий из шести курсов. Три из них будут изучаться на профильном уровне, а три - на стандартном (базовом). Стержнем программы являются курсы теории познания, программа социальной и творческой деятельности.
В основной и старшей школе запланирован значительный процент дистанционных форм обучения, что станет способствовать развитию самостоятельности у обучающихся в поиске и работе с информацией, оперативной системе оценивания результатов учебной деятельности.
На всех ступенях образования предусматривается педагогическое, социально-психологическое, медико-физиологическое сопровождение: диагностика, профилактика и при необходимости коррекция развития.
Каждый обучающийся Школы может выбирать занятия по интересам из широкого спектра дополнительного образования, являющегося логическим продолжением основной образовательной программы.
Неотъемлемой частью образовательного процесса должна стать спортивная составляющая. Это, прежде всего, этнические виды спорта народов Арктики.
Образовательная среда Международной Арктической школы в Республике Саха (Якутия) учитывает индивидуальные особенности обучающихся. Процесс вхождения в образовательное пространство Школы носит поэтапный характер:
1) система индивидуальной поддержки (дополнительные занятия по изучению "иностранного языка"; система включения детей и родителей в школьное и родительское сообщество);
2) собственное включение обучающегося в образовательный процесс.
Образовательная среда Школы поликультурна и многоязычна: систематически будут проводиться мероприятия, посвященные особенностям культуры арктических этносов (проекты, уроки, выставки, праздники), благодаря которым обучающиеся и родители должны приобщаться к языку, традициям и образу жизни северных национальностей, живущих в Арктике. Это позволит обучающимся и родителям не только сплотиться в образовательном пространстве, но и с легкостью достигать понимания с представителем любой национальности.
Школа призвана интегрировать в своей деятельности уже реализуемые научно-исследовательские и образовательные проекты Республики Саха (Якутия) и сотрудничать с Инновационными центрами Дальнего Востока и мира по проблемам Арктических регионов, Арктическим советом и Северным Форумом.
Международная Арктическая школа в Республике Саха (Якутия) призвана обеспечивать успешную социализацию обучающихся через уникальное внутреннее и внешнее образовательное пространство. Внешним образовательным пространством при этом выступает тесная и органичная связь с ведущими международными организациями и зарубежными образовательными учреждениями, в том числе в области применения информационно-коммуникативных технологий и инновационной педагогики, включая дистанционные технологии и использование открытых образовательных ресурсов.
Функциями Школы при этом выступают: приобщение к мировой культуре, создание условий для индивидуального развития, духовно-ценностная ориентация.
Доступность образования достигается благодаря учету возможностей каждого обучающегося, под которого формируется образовательное пространство с устранением барьеров для равноправного и открытого участия детей в учебном процессе и жизни школы. В этих целях предполагается создание специальных образовательных условий, учитывающих специфику коммуникативной и когнитивной деятельности слабослышащих, слепых, слабовидящих детей, возможности передвижения, общения, взаимодействия у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

4. Система учета и оценки образовательных результатов

Построение системы учета и оценки совокупных образовательных результатов строится на основании лонгитюдного (долговременного) мониторинга, который включает следующие направления:
динамику достижений обучающихся (мониторинг предметных и метапредметных результатов, участие во всероссийских и международных олимпиадах, проектах, конкурсах, результаты научно-исследовательских работ);
мониторинг качества процессов, качества условий и качества результатов деятельности Школы;
мониторинг компетенций обучающихся (коммуникативные навыки, навыки целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, позиционирования, самоопределение в профильном обучении, умение строить траекторию собственного профессионального развития, уровень развития продуктивного и творческого мышления);
улучшение/стабилизацию состояния здоровья, навыки ведения здорового образа жизни;
поступление и успешную учебу выпускников Школы в престижных зарубежных и отечественных высших учебных заведениях.
Прогнозируемые результаты:
конкурентоспособность и востребованность выпускника с развитыми универсальными способностями и ключевыми компетентностями;
сформированность у детей и подростков качеств толерантности, патриотизма, гражданской позиции; умение осваивать и интегрировать мировой опыт науки, культуры и образования;
овладение выпускниками универсальными учебными действиями, позволяющими осваивать любое содержание образования и применять его на практике;
сформированность интеллектуальных способностей и нравственных качеств обучающихся с учетом этнопсихологических особенностей познавательных процессов и традиций народной педагогики;
высокий уровень творческой активности участников образовательного процесса в инновационно-исследовательской деятельности;
высокий уровень знаний у обучающихся и выпускников о самобытной культуре, обычаях и традициях народов Арктики, о его духовных и нравственно-этических ценностях в сочетании национальной и общечеловеческой культур.

5. Архитектурно-пространственное решение

Оснащенная по последнему слову техники, мультифункциональная библиотека Школы обеспечит доступ к высокоскоростному интернету, позволит организовывать работу тьюторских групп. Классические однотипные учебные помещения по проекту заменяются экспериментальными и интерактивными классами-трансформерами, которые дают возможность заниматься с разным количеством детей и в разных форматах, а также реализовывать программы индивидуального обучения. Специально спроектированная среда, насыщенная современным учебным оборудованием, позволит раскрыть потенциал каждого ребенка. При планировке здания и прилегающей территории необходимо учесть принцип зонирования учебного и рекреационного пространства для младших и старших классов. Тот же принцип применяется при организации питания, что позволяет развести потоки обучающихся разных возрастов.
Основные требования к архитектурным решениям при проектировании образовательного комплекса:
1. Рациональность, эргономичность помещений.
Одним из наиболее экономически обоснованных решений здесь представляется трансформация пространств: трансформация за счет мобильных перегородок, системы легкосборных конструкций, нетрадиционная форма пространств для занятий, прежде всего открытых студий, активных рекреаций.
2. Соблюдение санитарно-гигиенических условий и норм: требования к освещенности, аэрации, уровню шума, инсоляции помещений, качеству коммуникаций, сантехнического оборудования.
3. Цветовой климат, использование художественных образов и стилей.
Наиболее доступным способом создания визуального образа Школы является ее колористическое решение. Подборка текстур, форм и цветовой палитры, культурные, эстетические и художественные образы, современные отделочные материалы - мозаики, фрески, панно, стеновые панели, качественные краски, штукатурки позволят создать уникальные интерьеры каждого помещения. Яркая, необычная обстановка способствуют стимуляции детского воображения, появлению позитивных эмоций, что крайне важно в отношении ребенка к школе, в его восприятии процесса обучения.
4. Использование современных экологически безопасных износостойких строительных материалов, позволяющих весь период эксплуатации обходиться без ремонта без потери качества.
5. Энергоэкономичность. Предусмотреть достаточное количество оконных проемов для максимальной инсоляции помещений.
6. Применение инновационных технологий в проектировании ландшафтного дизайна пришкольной территории.
Внутреннее пространство Школы характеризуется единством стилевого решения всех помещений с учетом их функционального взаимодействия и наполнения. Все элементы предметной среды сочетаются по масштабу, назначению и имеют свое место в интерьере.
Особую значимость для организации инновационного образовательного процесса имеет соответствующая инфраструктура.
Виртуальное сетевое пространство объединяет в единое информационное образовательное пространство ведущие образовательные учреждения республики, страны, мира. Проводятся видеолекции, научно-практические видеоконференции, реализуются совместные проекты научных исследований в конференц и актовом залах.
Научный центр аккумулирует ресурсы учебно-технологического комплекса, включающего следующие структурные компоненты:
лаборатория компьютерной графики и робототехники;
центр биоэкологических исследований;
физическая, химическая лаборатории;
лаборатория космических исследований, включающая планетарий, телескопы и систему приема данных со спутника и др.
Вебинарий - место организации дистанционного обучения, оснащенное качественным мультимедийным оборудованием.
Школьный бизнес-инкубатор - экономическая практико ориентированная среда для обучения школьников предпринимательству. Составные части - зал для практических занятий, центр планирования карьеры. Зал практических занятий предназначен для проведения тренингов, деловых игр. В центре планирования карьеры сконцентрированы информационные ресурсы, базы данных и т.д.

6. Реализация Концепции и ее критерии

Для реализации Концепции создается рабочая группа при Правительстве Республики Саха (Якутия).
Финансовой основой Концепции являются средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и спонсорская поддержка.
Организационные механизмы:
1. Задачи Концепции решаются на основе консенсуса и программно-целевого подхода.
2. Определяются технологически обоснованные сроки выполнения каждой задачи, ресурсы и назначаются ответственные по каждому кругу вопросов.
3. Проводятся заседания рабочей группы по реализации Концепции для осуществления оперативного контроля и создания всех необходимых условий.
4. Координируется деятельность органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по реализации проекта.
1. Критерий системности.
Концепция направлена на создание передовой образовательной системы Международной Арктической школы, объединяющей лучшие достижения республиканской, российской и мировой образовательной практики, способной развиваться с учетом прогноза развития мира, потребностей республики, общества и родителей. Выстроенная система обеспечит постоянное опережающее саморазвитие образовательного пространства Международной Арктической школы.
2. Критерий социальной значимости.
Выстроенная система взаимодействия Школы с другими учреждениями (Пр.: Школа ООН UNIS в США, сеть школ Сколково, сеть школ РОСНАНО, Арктический инновационный центр Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова, Международный центр культуры народов Арктики на базе Арктического государственного института искусств и культуры), ВУЗами, российскими и мировыми организациями позволяет включать учащихся, родителей и педагогов из различных районов республики в единое образовательное пространство. Это позволит повысить качество образовательных услуг.
3. Критерий качества.
Образовательная система Школы обогатит интеллектуальный потенциал республики выпускать конкурентоспособных людей, способных разрабатывать и внедрять передовые инновационные технологии.
4. Критерий духовности и нравственности.
Образовательное пространство Международной Арктической школы способствует всестороннему развитию учащихся, раскрывая заложенный в них потенциал. Выстроенная система сможет развить родительские компетенции у подростков и молодежи на всех этапах онтогенеза.
5. Критерий уникальных конкурентных отличий.
Образовательный процесс в Международной Арктической школе предполагает выход учебного процесса из классно-урочной системы, сохранение самобытной культуры и языка народов арктического региона через уникальную среду Школы.
6. Критерий сохранения социального капитала.
Предполагает всестороннее развитие детей, развитие успешного члена общества и семьянина, который уверенно "смотрит в будущее".
7. Критерий творческой реализации.
Разрабатываемые проекты Школы в рамках взаимодействия со школами республики, с сетью школ Сколково и с другими международными школами ООН UNIS по миру позволят апробировать и усовершенствовать существующие идеи и "дать толчок" к появлению новых образовательных сетей. Это создаст условия к появлению новых идей, не имеющих аналогов в мире.


------------------------------------------------------------------