По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Республики Саха от 15.08.2014 по делу N 3-24/14 <О признании недействующими пунктов 1 и 4 статьи 1 Закона Республики Саха >



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 августа 2014 г. по делу № 3-24/14

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Дмитриевой Л.А.

при секретаре Никитине В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске

дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов 1 и 4 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 22.03.2006 328-З № 669-III "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Республике Саха (Якутия)",

установил:

22 марта 2006 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 670-III принят Закон Республики Саха (Якутия) от 22.03.2006 328-З № 669-III "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон РС(Я)), опубликованный в печатном издании "Якутские ведомости", № 29, 12.05.2006.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 22.03.2006 328-З № 669-III "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Республике Саха (Якутия)".
В обоснование заявления указано, что содержащееся в пункте 1 статьи 1 Закона РС(Я) правовое определение отдыха и оздоровления детей не в полной мере соответствует определению той же правовой категории, изложенной в абзаце 8 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ). Так, оспариваемая норма регионального законодательства устанавливает, что комплекс условий и мероприятий, направленных на отдых и оздоровление детей, должен обеспечивать определенные достижения в области физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития детей. Между тем указанное положение Федерального закона в части определения целей отдыха и оздоровления детей носит рекомендательный, направляющий характер.
Кроме того, пункт 1 статьи 1 Закона РС(Я) в отличие от вышеназванного положения федерального законодательства не предусматривает среди целей отдыха и оздоровления детей соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Пункт 4 статьи 1 Закона РС(Я) прокурор считает противоречащим абзацу 9 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ, поскольку указанное положение законодательства субъекта РФ не относит к организациям отдыха оздоровления детей предусмотренные федеральным законодательством лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности (оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), созданные при организациях социального обслуживания населения, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и иных организациях.
В судебном заседании прокурор Ефремов Д.В. требования поддержал в полном объеме, просит заявление удовлетворить, признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 1 и 4 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 22.03.2006 328-З № 669-III "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Республике Саха (Якутия)".
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 16.06.2014 года № 09-2413, в судебном заседании с требованиями прокурора согласился, считает заявление об оспаривании отдельных положений названного нормативного правового акта обоснованным.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
22 марта 2006 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 670-III принят Закон Республики Саха (Якутия) от 22.03.2006 328-З № 669-III "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Республике Саха (Якутия)", опубликованный в печатном издании "Якутские ведомости", № 29, 12.05.2006.
В соответствии с пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка установлены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).
Из содержания пункта 1 статьи 1 Закона РС(Я) следует, что отдых и оздоровление детей - это комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих у детей развитие образовательного и творческого потенциала личности, охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, закаливание организма, формирование навыков здорового образа жизни, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, занятия общественно полезным и производительным трудом, физической культурой, спортом, туризмом и иными видами деятельности, не запрещенными федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
Между тем, в абзаце 8 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ содержится правовое определение отдыха и оздоровления детей, под которыми понимается совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Сравнительный анализ вышеприведенных положений федерального и регионального законодательства дает основания полагать, что оспариваемая прокурором норма Закона РС(Я) устанавливает обязательность определенных достижений в области физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития детей в результате осуществления мероприятий по отдыху и оздоровлению, тогда как указанное положение Федерального закона в части определения целей отдыха и оздоровления детей носит рекомендательный, направляющий характер.
Кроме того, пункт 1 статьи 1 Закона РС(Я) в отличие от вышеназванного положения федерального законодательства не предусматривает среди целей отдыха и оздоровления детей соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Пункт 4 статьи 1 Закона РС(Я) содержит перечень организаций отдыха и оздоровления детей, среди которых вопреки абзацу 9 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ не указаны лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности (оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), созданные при организациях социального обслуживания населения, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и иных организациях.
Следовательно, требования прокурора, касающиеся оспаривания пунктов 1 и 4 статьи 1 Закона РС(Я), правомерны и подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании оспариваемых положений Закона РС(Я) недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 1 и 4 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 22.03.2006 328-З № 669-III "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Республике Саха (Якутия)" со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме 15.08.2014 г.

Судья
Л.А.ДМИТРИЕВА


------------------------------------------------------------------