По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение Правительства РС от 29.12.2014 N 1581-р "О реализации республиканского проекта "Музыка для всех" на 2015 - 2022 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. № 1581-р

О РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА "МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ"
НА 2015 - 2022 ГОДЫ

В рамках подготовки празднования 100-летия образования Якутской АССР, придавая исключительную роль классическому музыкальному искусству и образованию в духовном развитии общества:
1. Утвердить Концепцию республиканского проекта "Музыка для всех", одобренную на Международном музыкальном конгрессе "Музыкальное искусство и образование в духовном развитии общества", согласно приложению № 1 к настоящему распоряжению.
2. Утвердить состав республиканского организационного комитета по реализации проекта "Музыка для всех" согласно приложению № 2 к настоящему распоряжению.
3. Утвердить Положение об организационном комитете по реализации республиканского проекта "Музыка для всех" на 2015 - 2022 годы согласно приложению № 3 к настоящему распоряжению.
4. Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) (Тихонов В.И.), Министерству профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) (Глушко Д.Е.) и Министерству образования Республики Саха (Якутия) (Габышева Ф.В.) создать условия для всеобщего музыкального образования обучающихся в общеобразовательных организациях в пределах средств государственных программ Республики Саха (Якутия) "Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012 - 2017 годы" и "Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2017 годы".
5. Включить республиканский проект "Музыка для всех" в перечень 100 общественных инициатив к 100-летию образования Якутской АССР.
6. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) содействовать продвижению и реализации проекта "Музыка для всех".
7. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Дьячковского А.П.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.ДАНЧИКОВА





Приложение № 1

Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 29 декабря 2014 г. № 1581-р

КОНЦЕПЦИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА "МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ"

I. Актуальность проекта "Музыка для всех"
и его соответствие современным задачам мирового развития

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция зависимости темпов роста и развития мировой экономики от состояния человеческих ресурсов, от степени их готовности к решению задач, стоящих перед современным миром.
Для воспитания трудовых ресурсов, способных работать в креативной экономике, необходимо сформировать новое поколение, обладающее чрезвычайно высоким интеллектуальным уровнем и владеющее необходимыми социокультурными навыками, востребованными в креативной экономике.
По признанию ООН и ЮНЕСКО одним из эффективных средств для формирования человека XXI века является художественное и музыкальное образование.
Качества, которые воспитываются у детей и подростков путем приобщения к культуре и искусству - чувство прекрасного, дар сочувствия и сопереживания, толерантность, а также фантазия, воображение и умение выражать свои творческие намерения - необходимы человеку, вступающему в мир будущего, в мир креативной экономики.
Признавая выдающуюся роль музыкального образования в становлении растущей личности, в укреплении ее конкурентоспособности и социальной адаптивности, Республика Саха (Якутия) провозглашает расширение доступа к музыкальному образованию в качестве одной из целей развития национальной системы образования. Средством реализации этой цели является проект "Музыка для всех".
Стратегической целью проекта "Музыка для всех" является воспитание каждого обучающегося Республики Саха (Якутия) компетентным ценителем музыки, обладающим базовыми навыками игры на одном из музыкальных инструментов или хорового пения, способным самостоятельно судить о явлениях музыкальной культуры, опираясь на знание важнейших стилей, национальных школ и выдающихся шедевров музыки.
В Республике Саха (Якутия) в настоящее время действуют 83 учебных заведения и 16 филиалов дополнительного предпрофессионального образования детей, в которых обучаются 14 119 детей (7% от всего детского населения республики). Из них 24 - детские музыкальные школы (далее ДМШ), 3 - детские художественные школы (далее - ДХШ), 1 - театральная школа, остальные детские школы искусств (далее - ДШИ) - 54. Данные учреждения функционируют в 33 муниципальных образованиях. Всего преподавателей музыкальных инструментов - 615 человек, из них академических (фортепиано, скрипка, альт или виолончель, флейта или кларнет, саксофон или гобой) - 368. Обучаются на музыкальных инструментах 4 563 ученика, из них на академических - 3 212.
По состоянию на 1 января 2014 года в республике учащимися школ являются 129 758 детей. В системе общего образования республики действует 128 учреждений дополнительного образования детей. Из 3 380 объединений в учреждениях дополнительного образования насчитывается 1 031 объединение художественного направления и 72 - культурологического, в которых заняты 22 173 и 1 640 детей соответственно. В школах для детей открыты 9 954 кружка художественно-эстетического направления, в которых занимаются 39 486 детей. Успешно действуют 750 детских творческих коллективов: детские танцевальные, вокальные, фольклорные ансамбли, студии прикладного творчества, почти все из них действуют в системе общего образования. 13 детских творческих коллективов имеют высокое звание "Детский образцовый коллектив Российской Федерации".
Таким образом, художественно-эстетическое образование является приоритетным направлением воспитания и развития подрастающего поколения в Республике Саха (Якутия), но есть необходимость повышения качества педагогических кадров, организации внеурочной деятельности по музыкальному образованию в соответствии с целями федерального государственного образовательного стандарта, обеспечения музыкальными инструментами школ республики.

II. Нормативно-правовая база

Нормативно-правовую базу реализации проекта составляют: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 г.г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1244-р, а также Указы Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. № 973 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2017 г.г.", от 12 октября 2011 г. № 956 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012 - 2017 г.г.", от 27 апреля 2013 г. № 2048 "О праздновании 100-летия образования Якутской АССР". В области культуры основополагающими для реализации проекта рассматриваем такие международные правовые акты, как Концепция развития образования в сфере культуры и искусства государств-участников СНГ, принятая в г. Минске 19 мая 2011 года, стратегические разработки ЮНЕСКО, принятые на Международных конгрессах по художественному образованию в Лиссабоне (2006), Сеуле (2010) и Мюнхене (2012)

III. Цель и основные задачи проекта "Музыка для всех"

3.1. Цель проекта "Музыка для всех" - развитие музыкального образования как основы интеллектуального, творческого мышления детей.
3.2. Основные задачи:
3.2.1. Создание условий для широкого распространения в республике музыкального образования, охватывающего максимальное количество детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях.
3.2.2. Повышение качества педагогических кадров, ведущих музыкальное образование детей.
3.2.3. Разработка и осуществление в социуме рекламной кампании с помощью региональных и местных СМИ по информированию общественности республики о проекте "Музыка для всех" и разъяснению его позитивного влияния на личностное развитие детей Республики Саха (Якутия).
3.2.4. Организация взаимодействия министерств, ведомств и муниципальных образований Республики Саха (Якутия) для обеспечения административного, организационного, кадрового и финансового осуществления проекта.

IV. Основные направления деятельности

4.1. Обеспечение доступности и полноценности музыкального образования для подрастающего поколения Республики Саха (Якутия) путем совмещения общего и музыкального образования в разных видах и формах:
4.1.1. Увеличение объема учебных часов по предмету "Музыка" в общеобразовательных школах республики в рамках утвержденного финансирования.
4.1.2. Расширение музыкального образования и обучения детей на музыкальных инструментах (не только на фортепиано, струнных, духовых, но и на народных инструментах), благодаря:
1) обновлению структуры, содержания и методов работы детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств);
2) реализации в структуре ДМШ трех преемственно связанных программ обучения: начальной (I - IV классы), основной, специализированной (V - VII классы) и предпрофессиональной (VIII - IX классы);
3) расширению набора в подготовительные группы ДМШ в целях развития музыкальных способностей, эмоциональных и интеллектуальных качеств в разных формах у значительного числа детей раннего возраста (от трех до пяти лет.), (финансирование из средств муниципальных образований, районов и общеобразовательных школ);
4) созданию школьных хоров, оркестров духовых и народных инструментов во всех организациях общего среднего образования республики согласно имеющемуся отечественному и зарубежному опыту;
5) организации в экспериментальном порядке в разных улусах Республики Саха (Якутия) интегрированных образовательных организаций среднего общего и дополнительного (по типу детских музыкальных школ) музыкального образования для всех учащихся;
6) усиление музыкальных занятий в детских дошкольных учреждениях, а также создание специальных групп эстетического воспитания для детей младшего возраста;
7) использование прогрессивных методик хорового обучения З. Кодаи, ансамблевого музицирования К. Орфа, групповых занятий на музыкальных инструментах Ш. Сузуки, а также других эффективных методик музыкального воспитания детей 3 - 6 лет.
4.2. Кадровое, методическое обеспечение проекта.
4.2.1. Подготовка кадров:
введение музыкальных дисциплин в программы специалитета и бакалавриата в качестве вариативных дисциплин в вузах республики;
организация подготовки бакалавров профиля "Музыкальная педагогика", а также бакалавров профиля "Музыка и дополнительное образование" в ГБОУ ВО "Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) им. В.А. Босикова" (финансирование из средств государственной программы Республики Саха (Якутия) "Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012 - 2017 годы");
систематическая переподготовка на современном научном уровне всех учителей музыки общеобразовательных школ республики;
целевая переподготовка всех преподавателей ДМШ республики, Якутского колледжа культуры и искусств, Якутского художественного училища им. П.П. Романова, Якутского педагогического колледжа им. С.Ф. Гоголева по специальности "Музыкальная педагогика" в рамках направления "Музыкознание и музыкально-прикладное искусство" (на базе ГОУ ВО "Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) им. В.А. Босикова и ФГБОУ ВПО "Арктический государственный институт искусств и культуры");
создание условий для поддержания высокого уровня преподавания, обусловленного необходимой педагогической квалификацией и адекватной мотивацией;
создание условий для воспитания в музыкальных и педагогических учебных заведениях республики нового поколения учителей музыки, оснащенных необходимыми знаниями и навыками.
4.2.2. Методическое обеспечение:
методическое обеспечение ДМШ и ДШИ республики сопровождается государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) "Образовательный ресурсный центр" Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);
непрерывное самообразование преподавателей детских музыкальных школ и Детской школы искусств г. Якутска и учителей музыки общеобразовательных школ путем регулярного оснащения их вновь издаваемой специальной научной и методической литературой, аудио и видеозаписями, организации внутришкольной методической работы;
привлечение к работе по проекту в качестве руководителей его отдельных направлений и мероприятий ведущих музыкальных деятелей республики, известных российских менеджеров и специалистов в области культуры и художественной деятельности;
обеспечение постоянной методической помощи преподавателям-музыкантам всех уровней, участвующим в проекте, в том числе путем организации для них творческих школ, мастер-классов, курсов повышения квалификации и других мероприятий на постоянной основе;
обеспечение диверсификации программ музыкального образования, то есть создания программ различного уровня для формирования и поддержки музыкальных навыков у учащихся с разным уровнем дарования и мотивации;
создания психолого-педагогических и дидактических оснований для постоянной поддержки высокой мотивации музыкального обучения у всех учащихся; исключение из педагогической практики жестких мер воздействия и средств "педагогики насилия", заменяя ее гибкими способами управления в духе идеологии "педагогики сотрудничества";
обновление методологии и содержания, методов изучения традиционных дисциплин музыкального образования (сольфеджио - за счет введения основ гармонии, импровизации и сочинения; теории музыки - за счет раннего осознания жанровой специфики музыкальных произведений; истории музыки и музыкальной литературы - за счет более раннего ознакомления с историческими, композиторскими и исполнительскими стилями).
4.2.3. Обеспечение инструментами:
включение в программы музыкального образования особо популярных музыкальных направлений и специальностей, в том числе вокала (академического, эстрадного и народного), исполнительства на эстрадных инструментах; игры на гитаре и ударных, а также других популярных форм музицирования;
создание условий для совершенствования материальной базы музыкального образования во всех его формах, включая, прежде всего, приобретение и ремонт музыкальных инструментов.
4.2.4. Популяризация и публичная артистическая деятельность участников проекта "Музыка для всех" и PR-сопровождение.
Пропаганда в обществе главных положений Концепции проекта "Музыка для всех", в том числе средствами артистической деятельности, предполагает:
привлечение внимания к проблемам музыкального просветительства путем коррекции форм популяризации музыкального искусства в Интернете и СМИ, а также путем широкой поддержки просветительской деятельности филармоний, других музыкальных учреждений и коллективов;
возрождение полезной практики выступления музыковедов (учителей музыки, преподавателей ДМШ) со вступительным словом к исполнению концертных программ;
участие в российских и международных конкурсах и фестивалях по различным направлениям музыкального искусства (народному, классическому, эстрадно-джазовому, вокальному и другим);
организацию и поддержку существующих региональных и местных фестивалей и конкурсов, в том числе на локальном уровне, включая поселки, небольшие города, а также отдельные школы и организации музыкального образования;
создание необходимых условий и стимуляцию шефства музыкальных школ (ДШИ, ДМШ), Государственной филармонии Республики Саха (Якутия), Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Суоруна Омоллоона над общеобразовательными школами и другими детскими организациями, включая поддержку выездных мероприятий и концертов учащихся музыкальных учебных заведений в общеобразовательных организациях;
налаживание работы по широкому информированию родителей, в том числе с помощью средств массовой информации (газеты для детей "Кэскил", "Юность Севера", семейные приложения к республиканским и негосударственным газетам), о преимуществах музыкального образования и его полезности для личностного развития детей и подростков;
выявление наиболее одаренных учащихся-музыкантов для создания благоприятных условий для их дальнейшего совершенствования и возможной профессионализации;
создание условий для освещения в центральных и региональных СМИ всех музыкальных мероприятий, которые проходят в республике в рамках проекта "Музыка для всех";
создание условий для внеконкурсного набора и бесплатного обучения одаренных детей и подростков республики в ГБОУ ВО "Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) им. В.А. Босикова", ФГБОУ ВПО "Арктический государственный институт культуры и искусств";
информирование педагогической общественности России о проекте "Музыка для всех" Республики Саха (Якутия) и ходе его осуществления на различных всероссийских акциях и мероприятиях, а также в СМИ.

V. Механизм и этапы реализации

Механизм реализации проекта "Музыка для всех" предполагает:
1) реализацию проекта организационным комитетом и из представителей Министерства образования Республики Саха (Якутия), Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) с включением в нее авторитетных музыкальных деятелей для разработки подробного координационного плана действий по проекту "Музыка для всех", предусмотренных настоящей Концепцией;
2) создание научно-методического совета по оказанию консультативной и экспертной помощи на всех стадиях разработки и реализации проекта "Музыка для всех" (в составе ведущих специалистов разных видов и ступеней музыкального образования);
3) создание Попечительского совета из представителей известных деятелей искусств России и Республики Саха (Якутия), представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия), бизнеса в целях обеспечения разносторонней поддержки проекта "Музыка для всех" деловыми кругами республики.
Механизм реализации проекта осуществляется в три этапа:
первый этап - создание необходимой фундаментальной базы всей дальнейшей межведомственной работы: с января по июнь 2015 года;
второй этап - начало практической работы по осуществлению проекта "Музыка для всех" - охватывает период с сентября 2015 года по 2020 год;
третий, завершающий, этап реализации проекта "Музыка для всех" охватывает период с сентября 2020 года по июнь 2022 года.

VI. Предполагаемые результаты

Многообразная музыкально-образовательная деятельность придаст ощутимые результаты во всех сферах общественной жизни Республики Саха (Якутия) - художественно-эстетической, социально-политической, социально-экономической, нравственно-этической и репутационно-имиджевой.
В социально-политическом и культурном аспектах результатами реализации проекта могут стать:
повышение общественного престижа культуры и художественного образования;
осознание на государственном уровне роли художественного (музыкального) образования как основы интеллектуального, эмоционально-эстетического, патриотического и нравственного развития личности;
повышение уровня общественной культуры и нравственности;
осознание ценности каждой личности для государства;
осознание ценности и плодотворности совместных творческих усилий.
В социально-экономическом аспекте результатами реализации проекта могут стать:
повышение качественного потенциала трудовых ресурсов республики за счет прироста творческого потенциала общества;
повышение авторитета Республики Саха (Якутия) как в рамках Российской Федерации, так и на международной арене в качестве инновационного и современного государственного образования, способного действовать на уровне самых высоких требований, предъявляемых в XXI веке к культуре и образованию (в том числе музыкальному).

Показатели и индикаторы
эффективности реализации проекта "Музыка для всех"

N
Наименование показателя
Наименование индикатора
Кол-во муз. школ
Этапы реализации
85
2015 - 2016
2016 - 2020
2020 - 2022
1
Обеспечение доступности и полноценности музыкального образования
Обеспеченность музыкальными инструментами общеобразовательных, музыкальных школ
инструменты
20%
40%
60%
количество школьных хоров и оркестров
20%
30%
40%
2
Кадровое и методическое обеспечение проекта
Количество учителей музыки и преподавателей детских музыкальных школ, повысивших квалификацию по музыкальной педагогике

100


3
Уровень качество музыкального образования детей
Участие в республиканских российских международных конкурсах, фестивалей
республиканских
30
50
50
российских
20
30
30
международных
20
30
30





Приложение № 2

Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 29 декабря 2014 г. № 1581-р

СОСТАВ
РЕСПУБЛИКАНСКОГО ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА "МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ"

Министр образования Республики Саха (Якутия), председатель;
министр культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), заместитель председателя;
специалист Министерства образования Республики Саха (Якутия), ответственный секретарь.
Члены:
директор АУ "Государственная филармония Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко";
директор ГБПОУ Республики Саха (Якутия) "Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. Жиркова";
директор ГБПОУ Республики Саха (Якутия) "Якутский колледж культуры и искусств";
директор Якутского педагогического колледжа имени С.Ф. Гоголева;
заместитель министра экономики Республики Саха (Якутия);
министр по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия);
министр профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия);
министр финансов Республики Саха (Якутия);
ректор ФГБОУ ВПО "Арктический государственный институт искусств и культуры" (по согласованию);
ректор ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова" (по согласованию);
ректор ГБОУ ВО "Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В.А. Босикова".





Приложение № 3

Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 29 декабря 2014 г. № 1581-р

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОМ КОМИТЕТЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО
ПРОЕКТА "МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ" НА 2015 - 2022 ГОДЫ

I. Общие положения

1.1. Организационный комитет по реализации республиканского проекта "Музыка для всех" на 2015 - 2022 годы (далее - Оргкомитет) создан в целях содействия в реализации республиканского проекта "Музыка для всех" на 2015 - 2022 годы.
1.2. Оргкомитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации и Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия), а также настоящим Положением.

II. Цель и задачи

2.1. Целью Оргкомитета является содействие в реализации республиканского проекта "Музыка для всех" на период 2015 - 2022 г.г.
2.2. Основные задачи Оргкомитета:
2.2.1. Разработка основных направлений деятельности по реализации проекта "Музыка для всех".
2.2.2. Утверждение плана мероприятий.
2.2.3. Координация деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, хозяйствующих субъектов, общественных организаций.

III. Порядок формирования и структура
Оргкомитета

Состав Оргкомитета утверждается распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия). Оргкомитет состоит из председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и членов.

IV. Регламент работы

4.1. Оргкомитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющими управленческие функции в сфере культуры, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, общественными организациями и иными организациями.
4.2. Заседания Оргкомитета ведет его председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя.
4.3. Ответственный секретарь Оргкомитета организует проведение заседаний, обеспечивает подготовку материалов к заседаниям и оформление протокольного решения.
4.4. Заседания Оргкомитета проводятся в соответствии с утвержденным планом работы, а также по мере необходимости в период проведения мероприятия и считаются правомочными, если на них присутствует более половины членов Оргкомитета. В случае необходимости на заседания могут быть приглашены лица, не являющиеся его членами.
4.5. В повестку дня заседания Оргкомитета включаются вопросы в соответствии с утвержденным графиком работы, а также вопросы, требующие срочного рассмотрения. Члены Оргкомитета, внесшие вопрос на рассмотрение заседания, обеспечивают подготовку и своевременное представление необходимых материалов.
4.6. Уведомления о предстоящем заседании Оргкомитета направляются членам не позднее, чем за три календарных дня до даты его проведения.
4.7. Решения комитета принимаются простым большинством голосов членов комитета, принимающих участие в заседании. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комитета является решающим.
4.8. Заседания Оргкомитета оформляются протоколом. Протокол составляется не позднее семи календарных дней с момента проведения заседания и подписывается председателем Оргкомитета либо его заместителем и ответственным секретарем.


------------------------------------------------------------------