По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Республики Саха от 06.02.2014 по делу N 3-74/13 <О признании недействующими части 2 статьи 12 в части, исключающей доверенных лиц избирательных объединений из числа лиц, которые не могут быть членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса, абзаца 1 части 2 статьи 29 в части, не предусматривающей выдачу уполномоченному представителю избирательного объединения копии решения об отказе в регистрации кандидата, части 8 статьи 40 Закона Республики Саха >



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 февраля 2014 г. по делу № 3-74/13

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Дмитриевой Л.А.

при секретаре Никитине В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске

дело по заявлению и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 1084-З № 1075-IV "О выборах Главы Республики Саха (Якутия)"

установил:

28.06.2012 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 1076-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 1084-З № 1075-IV "О выборах Главы Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон РС(Я)), опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", № 54, 30.06.2012, "Ил Тумэн", № 25, 06.07.2012 (статьи 1 - 43),"Ил Тумэн", № 26, 13.07.2012 (статьи 44 - 72, приложения N№ 1 - 2), "Ведомости Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), № 3, сентябрь, 2012", "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", № 354-357, 29.12.2012.
Исполняющий обязанности прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 1084-З № 1075-IV "О выборах Главы Республики Саха (Якутия)".
В обоснование заявления указано, что часть 2 статьи 12 оспариваемого нормативного правового акта вступает в противоречие с пунктом 21.1 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), поскольку не предусматривает, что членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть, в том числе, и доверенные лица избирательных объединений.
Также прокурор считает противоречащими федеральному законодательству положения части 6 статьи 21 Закона РС(Я), в соответствии с которой сведения об избирателях собираются и уточняются должностными лицами, указанными в частях 2 - 5 настоящей статьи, и представляются ими в территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 60 дней до дня голосования, а если список избирателей составляется участковой избирательной комиссией, - в соответствующие участковые избирательные комиссии сразу после их сформирования. По мнению прокурора, данная норма не соответствует пункту 6 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, в силу которой сведения об избирателях направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых - в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, - в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий. Исходя из смысла приведенной нормы Федерального закона срок направления соответствующих сведений об избирателях распространяется на случаи их представления как в территориальные и окружные, так и в участковые комиссии. Иное толкование порождает правовую неопределенность и препятствует своевременному составлению списков избирателей, их проверке и уточнению.
Абзацем 1 части 2 статьи 29 Закона РС(Я) установлено, что случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата, Центральная избирательная комиссия РС(Я) обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату копию решения Центральной избирательной комиссии РС(Я) с изложением оснований отказа. Данная норма, как указывает прокурор, противоречит пункту 23 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, согласно которому в случае отказа в регистрации кандидата, соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 40 Закона РС(Я) ограничение использования в агитационных материалах изображений физического лица, высказываний физического лица о кандидате, избирательном объединении, выдвинувшем кандидата, не распространяется на цитирование высказываний о кандидате, избирательном объединении, выдвинувшем кандидата, обнародованных иными кандидатами в своих предвыборных агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом.
Прокурор считает, что данная норма вступает в противоречие с подпунктом "в" пункта 9 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, в соответствии с которым вышеназванное ограничение не распространяется на цитирование высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных иными избирательными объединениями, а также кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом.
Кроме того, прокурор полагает, что в нарушение пункта 9 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ частью 8 статьи 40 Закона РС(Я) не предусмотрено, что ограничение на использование изображений и высказываний физического лица не распространяется также на использование избирательным объединением высказываний выдвинутых им кандидатов о данном избирательном объединении, а также о кандидатах, выдвинутых данным избирательным объединением на тех же выборах.
Согласно части 8 статьи 43 Закона РС(Я) в случаях, предусмотренных частями 5 и 7 настоящей статьи, эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, не уменьшается, в том числе в случае, когда в совместном агитационном мероприятии может принять участие только один участник этого мероприятия. Неучастие зарегистрированного кандидата в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличение объема бесплатного эфирного времени, выделяемого ему в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
Оспаривая вышеприведенную правовую норму, прокурор ссылается на противоречие ее пункту 5 статьи 51 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, в силу которого эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, в том числе в случае, если в указанном мероприятии может принять участие только один участник, не уменьшается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличение эфирного времени, указанного в пункте 1 настоящей статьи, предоставляемого зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, отказавшимся участвовать в указанном мероприятии, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В судебном заседании прокурор Посельский Ф.В. заявленные требования поддержал, уточнив, что прокурор просит признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению часть 2 статьи 12 в части исключения доверенных лиц избирательных объединений из числа лиц, которые не могут быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса, часть 6 статьи 21 в части срока представления сведений об избирателях в территориальные избирательные комиссии, абзац 1 части 2 статьи 29 в части, не предусматривающей выдачу уполномоченному представителю избирательного объединения копии решения об отказе в регистрации кандидата, часть 8 статьи 40, часть 8 статьи 43 в части, не предусматривающей возможность установления законом исключений из общего правила о порядке распределения эфирного времени, Закона РС(Я) от 28.06.2012 1084-З № 1075-IV "О выборах Главы Республики Саха (Якутия)".
Представитель заинтересованного лица Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 14.01.2014 г. № 80, в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился.
Указывает на то, что часть 2 статьи 12 Закона РС(Я) не предусматривает, что членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть, в том числе, и доверенные лица избирательных объединений в связи с тем, что согласно статье 33 Закона РС(Я) доверенных лиц вправе назначить только кандидат, право избирательного объединения назначать доверенных лиц на выборах Главы Республики Саха (Якутия) данной правовой нормой не предусмотрено. В связи с этим полагает, что противоречие между оспариваемой правовой нормой и пунктом 21.1 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ отсутствует.
Не соглашаясь с доводами прокурора о противоречии части 6 статьи 21 Закона РС(Я) пункту 6 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, представитель заинтересованного лица полагает, что установленный названной правовой нормой федерального законодательства срок представления сведений об избирателях относится к представлению таких сведений в территориальные избирательные комиссии, на представление соответствующих сведений в участковые избирательные комиссии данный срок не распространяется. Ссылается при этом на правовую позицию вышестоящего суда по аналогичному вопросу, изложенную в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2004 г. по делу № 55-Г04-16.
Возражая против требований прокурора о признании несоответствующим федеральному законодательству и недействующим абзаца 1 части 2 статьи 29 Закона РС(Я) представитель заинтересованного лица ссылается на то, что оспариваемые прокурором положения согласуются с требованиями пункта 23 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, по смыслу которого избирательная комиссия выдает копию решения об отказе регистрации тому, кто представлял документы для регистрации, т.е. если документы на регистрацию представлял лично кандидат, то копия решения об отказе регистрации выдается соответственно кандидату лично.
Также представитель заинтересованного лица не согласен с требованиями прокурора об оспаривании части 8 статьи 40 Закона РС(Я). Ссылается при этом на пункт 5 статьи 48 Федерального закона № 67-ФЗ, в соответствии с которым расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Полагает, что по смыслу пункта 1 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ избирательное объединение создает свой избирательный фонд только при выдвижении списка кандидатов. При проведении выборов выборного должностного лица избирательное объединение, в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ, выдвигает только одного кандидата. По мнению представителя заинтересованного лица, вышеприведенные положения федерального законодательства во взаимосвязи указывают на то, что избирательное объединение, не имея специального избирательного фонда, не имеет права изготовлять и распространять агитационные материалы, что, в свою очередь, исключает возможность противоречия оспариваемой прокурором правовой нормы федеральному законодательству.
Согласно пункту 5 статьи 51 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, в том числе в случае, если в указанном мероприятии может принять участие только один участник, не уменьшается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличение эфирного времени, указанного в пункте 1 настоящей статьи, предоставляемого зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, отказавшимся участвовать в указанном мероприятии, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Под законом согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона понимается федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации.
Руководствуясь вышеприведенными положениями федерального законодательства, представитель заинтересованного лица считает, что оспариваемая прокурором часть 8 статьи 43 Закона РС(Я) не предусматривает иной порядок уменьшения или увеличения эфирного времени при отказе от участия в указанном мероприятии. В связи с чем Закон РС(Я) в данной части не противоречит федеральному законодательству. Указывает при этом на рассмотрение аналогичного вопроса вышестоящим судом при вынесении Определения Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2004 г. по делу № 55-Г04-16.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявления по следующим основаниям.
28.06.2012 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 1076-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 1084-З № 1075-IV "О выборах Главы Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон РС(Я)), опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", № 54, 30.06.2012, "Ил Тумэн", № 25, 06.07.2012 (статьи 1 - 43), "Ил Тумэн", № 26, 13.07.2012 (статьи 44 - 72, приложения N№ 1 - 2), "Ведомости Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), № 3, сентябрь, 2012", "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", № 354-357, 29.12.2012.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности, полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы, а также предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункту "к" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
С учетом того, что в силу части 1 статьи 1 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 373-З № 759-III "О Президенте Республики Саха (Якутия)" Президент Республики Саха (Якутия) является Главой Республики Саха (Якутия) и ее высшим должностным лицом, суд считает, что оспариваемый Закон РС(Я) принят Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий, предоставленных действующим федеральным законодательством законодательному органу субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона РС(Я) членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, граждане Российской Федерации, признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными, лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, выборные должностные лица, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований, главы местных администраций муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения, поселений (далее - главы местных администраций), а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры, работники аппаратов избирательных комиссий, доверенные лица кандидатов.
Как видно из содержания оспариваемой прокурором нормы, в данном случае региональным законодателем не предусмотрено, что членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть доверенные лица избирательных объединений.
Между тем, пунктом 21.1 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, имеющего большую юридическую силу по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, доверенные лица избирательных объединений названы в качестве субъектов, в отношении которых установлен запрет на членство в избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Доводы представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) об отсутствии в данном случае противоречий между положениями регионального и федерального законодательства основаны на ошибочном суждении.
Так, в обоснование своих доводов представитель заинтересованного лица ссылается на статью 33 Закона РС(Я), в соответствии с которой доверенных лиц вправе назначить кандидат, право избирательного объединения назначать доверенных лиц на выборах Главы Республики Саха (Якутия) данной правовой нормой не предусмотрено.
Однако, при разрешении данного вопроса по существу необходимо учитывать следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Частью 6 статьи 1 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года определено, что федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Данным положениям названного Федерального закона корреспондирует содержание части 1 статьи 2 Закона РС(Я), которой предусмотрено, что законодательство о выборах Главы Республики Саха (Якутия) основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", иных федеральных законах, Конституции (Основном законе) Республики Саха (Якутия), настоящем Законе, иных законах Республики Саха (Якутия).
Согласно части 2 статьи 2 Закона РС(Я) основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года установлены способы выдвижения лица в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность. Указанной правовой нормой предусмотрено, в частности, что непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Статья 35 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, регулирующая порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями, закрепляет право избирательного объединения выдвинуть одного кандидата при проведении выборов выборного должностного лица.
С вышеприведенными нормами федерального законодательства согласуются положения части 1 статьи 6 Закона РС(Я), предусматривающей, что кандидаты на должность Главы Республики Саха (Якутия) выдвигаются избирательными объединениями, а частью 2 статьи 25 Закона РС(Я) установлено, что избирательное объединение вправе выдвинуть только одного кандидата.
По правилам пункта 1 статьи 43 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц.
Тем самым на федеральном уровне установлено право избирательного объединения, выдвинувшего кандидата при проведении выборов выборного должностного лица, участвовать определенным образом в соответствующем избирательном процессе, в том числе, назначать доверенных лиц. По этой причине нельзя согласиться с позицией представителя заинтересованного лица, основанной на отсутствии у избирательного объединения права назначать доверенных лиц при проведении выборов Главы Республики Саха (Якутия). Отсутствие соответствующих положений в Законе РС(Я) само по себе не исключает возможность реализации избирательным объединением того объема прав и гарантий, который установлен законодательством Российской Федерации, а также не отменяет прямое действие ограничений таких прав, введенных Федеральным законом. В связи с этим суд приходит к выводу о правомерности требований прокурора об оспаривании части 2 статьи 12 Закона РС(Я) ввиду несоответствия данной нормы пункту 21.1 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
По основаниям, аналогичным вышеизложенным, суд считает обоснованными требования прокурора в части признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 1 части 2 статьи 29 Закона РС(Я), согласно которому в случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату копию решения Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) с изложением оснований отказа.
В данном случае усматривается несоответствие оспариваемой нормы пункту 23 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, по правилам которого в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, отказа в проведении референдума соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка, отказе в проведении референдума обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов.
По смыслу вышеприведенной нормы федерального законодательства своевременная выдача копии решения комиссии об отказе в регистрации, назначении референдума с мотивированным изложением оснований отказа гарантируется инициаторам выдвижения кандидата, списка кандидатов, проведения референдума без установления каких-либо дополнительных условий и ограничений. Поскольку право избирательного объединения на выдвижение кандидата при проведении выборов выборного должностного лица установлено положениями Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (статьи 33, 35), и воспроизведено в Законе РС(Я) (статьи 6, 25), суд считает необоснованными доводы представителя заинтересованного лица об отсутствии у избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, в лице уполномоченного представителя на получение копии указанного решения избирательной комиссии.
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 40 Закона РС(Я) ограничение использования в агитационных материалах изображений физического лица, высказываний физического лица о кандидате, избирательном объединении, выдвинувшем кандидата, не распространяется на цитирование высказываний о кандидате, избирательном объединении, выдвинувшем кандидата, обнародованных иными кандидатами в своих предвыборных агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом.
Данная норма вступает в противоречие с подпунктом "в" пункта 9 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, в соответствии с которым вышеназванное ограничение не распространяется на цитирование высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных иными избирательными объединениями, а также кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом.
Кроме того, в нарушение подпункта "а" пункта 9 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ частью 8 статьи 40 Закона РС(Я) не предусмотрено, что ограничение на использование изображений и высказываний физического лица не распространяется также на использование избирательным объединением высказываний выдвинутых им кандидатов (применительно к выборам Главы Республики Саха (Якутия) - выдвинутого им кандидата) о данном избирательном объединении.
Возражения представителя заинтересованного лица в отношении требований прокурора в данной части сводятся к тому, что по смыслу пункта 5 статьи 48, пункта 1 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ в их совокупности, избирательное объединение создает свой избирательный фонд только при выдвижении списка кандидатов, в связи с чем при проведении выборов выборного должностного лица и выдвижении только одного кандидата избирательное объединение, не имея специального избирательного фонда, не имеет права изготовлять и распространять агитационные материалы, что, в свою очередь, исключает возможность противоречия оспариваемой прокурором правовой нормы федеральному законодательству.
Данные возражения не могут быть приняты судом, поскольку в силу прямого указания в пункте 10 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.
Аналогичные по содержанию положения приведены и в части 10 статьи 40 Закона РС(Я), касающейся предвыборной агитации при проведении выборов Главы Республики Саха (Якутия). Кроме того, из части 4 статьи 40 Закона РС(Я) следует, что не только кандидат, но и избирательное объединение вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводить ее, а также привлекать к ее проведению иных лиц в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
При этом суд учитывает, что в связи с терминологией, приведенной в пункте 25 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ под избирательным объединением понимается политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Следовательно, на законодательном уровне установлены не только право, но и обязанность избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, принимать участие в предвыборной агитации, при этом регламентированы вопросы оплаты соответствующих публикаций предвыборных программ с использованием бесплатной печатной площади либо средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.
Таким образом, отсутствие избирательного фонда не является препятствием для участия избирательного объединения в предвыборной агитации на выборах выборного должностного лица, что, в свою очередь, предполагает использование избирательным объединением высказываний выдвинутых им кандидатов, обнародование высказываний избирательного объединения о кандидате, избирательном объединении и возможность цитирования таких высказываний.
При таких обстоятельствах суд полагает подлежащими удовлетворению требования прокурора об оспаривании части 8 статьи 40 Закона РС(Я).
Согласно части 6 статьи 21 Закона РС(Я) сведения об избирателях собираются и уточняются должностными лицами, указанными в частях 2 - 5 настоящей статьи, и представляются ими в территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 60 дней до дня голосования, а если список избирателей составляется участковой избирательной комиссией, - в соответствующие участковые избирательные комиссии сразу после их сформирования. Сбор, уточнение и представление сведений об избирателях осуществляются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия).
По мнению прокурора, данная норма не соответствует пункту 6 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, в силу которой сведения об избирателях направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых - в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, - в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий. Исходя из смысла приведенной нормы Федерального закона срок направления соответствующих сведений об избирателях распространяется на случаи их представления как в территориальные и окружные, так и в участковые комиссии.
С таким утверждением прокурора нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ в целях реализации прав избирателей соответствующими комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Сведения о зарегистрированных избирателях направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых - в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, - в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий (пункт 6 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
Конструкция приведенной нормы федерального законодательства предполагает, что сразу после назначения дня голосования или после образования комиссий сведения о зарегистрированных избирателях направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в участковые избирательные комиссии; срок направления сведений о зарегистрированных избирателях в территориальные избирательные комиссии данной нормой не предусмотрен.
Оспариваемая прокурором правовая норма Закона РС(Я) не исключает направление сведений о зарегистрированных избирателях в территориальные избирательные комиссии сразу же после назначения дня голосования и дополнительно устанавливает конечный срок направления этих сведений - не позднее чем за 60 дней до дня голосования. При этом конечный срок установлен в целях обеспечения своевременности направления уполномоченными субъектами сведений о зарегистрированных избирателях. Избирательное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ не содержит запрета на установление законом субъекта Российской Федерации конечного срока направления сведений о зарегистрированных избирателях в территориальные избирательные комиссии как дополнительной гарантии, обеспечивающей своевременность действий уполномоченных органов или уполномоченных должностных лиц.
В связи с чем у суда не имеется оснований согласиться с утверждением прокурора о противоречии части 6 статьи 21 Закона РС(Я) федеральному законодательству и признании данной нормы недействующей.
Согласно части 8 статьи 43 Закона РС(Я) в случаях, предусмотренных частями 5 и 7 настоящей статьи, эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, не уменьшается, в том числе в случае, когда в совместном агитационном мероприятии может принять участие только один участник этого мероприятия. Неучастие зарегистрированного кандидата в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличение объема бесплатного эфирного времени, выделяемого ему в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
Оспаривая вышеприведенную правовую норму, прокурор ссылается на противоречие ее пункту 5 статьи 51 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, в силу которого эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, в том числе в случае, если в указанном мероприятии может принять участие только один участник, не уменьшается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличение эфирного времени, указанного в пункте 1 настоящей статьи, предоставляемого зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, отказавшимся участвовать в указанном мероприятии, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Однако, по смыслу пункта 5 статьи 51 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, регламентирующего общий порядок распределения эфирного времени, вместе с тем по сути указано и на то, что иные условия и порядок проведения предвыборной агитации в случае совместного агитационного мероприятия могут устанавливаться законом.
При этом под законом, исходя из положений пункта 17 статьи 2 упомянутого Федерального закона, понимается также и закон субъекта Российской Федерации.
Тем самым законодателю субъекта Российской Федерации пунктом 5 статьи 51 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ предоставлено право при определенных условиях самостоятельно предусмотреть случаи уменьшения эфирного времени, отведенного для проведения совместного агитационного мероприятия, случаи увеличения бесплатного эфирного времени, предоставляемого зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, отказавшимся участвовать в совместном агитационном мероприятии.
Законодатель Республики Саха (Якутия), разрешая данные вопросы в оспариваемой прокурором норме Закона РС(Я), фактически воспроизводит положения федерального законодательства, касающиеся порядка распределения эфирного времени, не устанавливая в указанной части иного правового регулирования. Положения части 8 статьи 43 Закона РС(Я) в изложенной редакции не являются препятствием для прямого действия норм Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, не противоречат ему, в связи с чем оснований для удовлетворения требований прокурора в указанной части суд не находит.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора и признании вышеназванных оспариваемых положений Закона недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

требования и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 1084-З № 1075-IV "О выборах Главы Республики Саха (Якутия)" удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению часть 2 статьи 12 в части, исключающей доверенных лиц избирательных объединений из числа лиц, которые не могут быть членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса, абзац 1 части 2 статьи 29 в части, не предусматривающей выдачу уполномоченному представителю избирательного объединения копии решения об отказе в регистрации кандидата, часть 8 статьи 40 Закона Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 1084-З № 1075-IV "О выборах Главы Республики Саха (Якутия)" со дня вступления в законную силу решения суда.
В остальной части требований отказать.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 11 февраля 2014 года.

Судья
Л.А.ДМИТРИЕВА


------------------------------------------------------------------