По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Республики Саха от 24.01.2014 по делу N 3-3/14 <О признании недействующей части 2 статьи 8 Закона Республики Саха " в части, в которой названная правовая норма не предусматривает обязанность работодателей по ежемесячному информированию органов службы занятости о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 января 2014 г. по делу № 3-3/14

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Дмитриевой Л.А.

при секретаре Никитине В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 1093-З № 1079-IV "О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)",

установил:

28 июня 2012 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 1080-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 1093-З № 1079-IV "О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)", (далее - Закон РС(Я)), опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", № 58, 18.07.2012, "Ил Тумэн", № 28, 27.07.2012, "Ведомости Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), № 3, сентябрь, 2012", "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", № 378-381, 29.12.2012.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 1093-З № 1079-IV "О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)".
В обоснование заявления указано, что часть 2 статьи 8 Закона РС(Я) вопреки требованиям федерального законодательства в сфере занятости населения, а именно части 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" не предусматривает обязанности работодателей по ежемесячному информированию органа занятости о созданных или выделенных рабочих местах, а также о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.
В судебном заседании прокурор Посельский Ф.В. требования поддержал в полном объеме, просит заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 14.01.2014 г. № 80, в судебном заседании с требованиями прокурора согласился, считает заявление об оспаривании отдельных положений названного нормативного правового акта обоснованным. Пояснил, что законодательным органом республики разработан законопроект о внесении изменений в названный Закон РС(Я), устраняющий несоответствие оспариваемых положений нормативного правового акта действующему федеральному законодательству.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
28 июня 2012 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 1080-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 1093-З № 1079-IV "О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)", (далее - Закон РС(Я)), опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", № 58, 18.07.2012, "Ил Тумэн", № 28, 27.07.2012, "Ведомости Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), № 3, сентябрь, 2012", "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", № 378-381, 29.12.2012.
Согласно пунктам "б", "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и социальная защита, а также вопросы трудового законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Часть 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяются Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в том числе на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды и т.д.).
В соответствии с подпунктами 1, 3, 6 пункта 1 статьи 7.1.-1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся, в частности:
принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения;
разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов; регистрацией инвалидов в качестве безработных; обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения.
Статьей 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, в числе которых квота для приема на работу инвалидов устанавливаемая в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ) работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
В целях реализации, в том числе и названного полномочия, Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) принят Закон Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 1093-З № 1079-IV "О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)". Пунктом 1 статьи 2 Закона РС(Я) к категории граждан, испытывающим трудности в поиске работы, отнесены инвалиды трудоспособного возраста, имеющие показания к трудовой деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 3 Закона РС(Я) следует, что квота для приема на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы, устанавливается организациям в процентах к среднесписочной численности работников и составляет:
для организаций, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, - 3 процента, в том числе для приема на работу граждан, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона, - 2 процента.
Согласно части 2 статьи 8 Закона РС(Я) работодатели обязаны:
1) выделять и (или) создавать рабочие места в соответствии с установленной квотой;
2) представлять в установленном порядке в уполномоченный орган и центры занятости населения информацию о трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в счет установленной квоты;
3) уведомлять центр занятости населения по месту своего нахождения о трудоустройстве гражданина, испытывающего трудности в поиске работы, в счет установленной квоты.
Между тем, согласно статье 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
По правилам статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Пунктом 1 статьи 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 установлено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов; трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
Согласно пункту 3 указанной статьи работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Системный анализ вышеприведенных положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что часть 2 статьи 8 Закона РС(Я) в противоречие федеральному законодательству не содержит указания на обязанность работодателей по ежемесячному информированию органов службы занятости, в том числе и о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.
Такая редакция оспариваемой правовой нормы субъекта Российской Федерации по сути умаляет установленные на федеральном уровне гарантии трудовой занятости инвалидов, что недопустимо в отношении предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Следовательно, требования прокурора, касающиеся признания недействующей части 2 статьи 8 Закона РС(Я), правомерны и подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании оспариваемых положений Закона РС(Я) недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей часть 2 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 1093-З № 1079-IV "О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)" в той части, в которой названная правовая норма не предусматривает обязанность работодателей по ежемесячному информированию органов службы занятости о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 27.01.2014 г.

Судья
Л.А.ДМИТРИЕВА


------------------------------------------------------------------